Циклы Авторы Сортировка

Часть 26. Условия законного разногласия, часть 7

2 467
7 января, 16
Что касается религиозной и духовной подготовки, то следует привести слова Али, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, если с нами случится то, на что нет повеления или запрета, то что нам делать?» И он сказал: Советуйтесь с факихами и поклоняющимися Аллаху». Ат-Табарани приводит это в «Муджам аль-Авсат», и аль-Хайсами сказал об этом хадисе: «Все передатчики достойны доверия». Ас-Суюты также указал на достоверность хадиса[1].
 
А еще в «Сунан» ад-Дарими[2] в хадисе мурсаль, все передатчики которого достоверны, [говорится,] что Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, спросили о новом явлении, которое не упоминается ни в Коране, ни в Сунне, и он сказал: «Пусть на это посмотрит поклоняющийся из верующих».
 
Также известно и достоверно передается от известного табиина Мухаммада ибн Сирина, рахимахуллах: «Это знание – религия, и поэтому смотрите, от кого берете свою религию». Имам Муслим передает это в предисловии к «Сахих», а также имам ат-Тирмизи заканчивает этим хадисом «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадия». Эти слова передаются и от других табиинов и следующих за ними, но они не достоверны.
 
А что касается говорящих о знании и религи, которых описал имам аль-Хаттаби как «небрежных в своей религии, известных глупостью и порочностью», то шариатский правитель должен таких людей арестовать, как сказали факихи.
 
Согласно Шариату, если человек, который лечит людей, не являясь врачом, навредит кому-то, он обязан возместить ущерб, что известно. А наказывать того, кто разрушает религию людей, необходимо в первую очередь.
 
И некоторые сказали: «Человек, который больше всех наносит вред людям, – это тот, кто наполовину мутакаллим, наполовину факих, наполовину врач, наполовину грамматист. Такие люди разрушают религию и разрушают страны,  разрушают здоровье и разрушают людской язык»[3].
 
Также известно, как имам Малик предостерегал тех, кто получал от него хадисы, и критиковал передатчиков, потому люди принимали эти сообщения за часть религии, и поэтому он не брал хадисы ни от кого, кроме крайне религиозных и достойных доверия людей, как говорят имамы.
 
Вот, например, что он говорил на эту тему: «Я видел Аюба ас-Сахтаяни в Мекке в хадже два раза, но не записал от него хадисы, а затем в третий раз увидел его рядом с [источником] Замзам, и когда рядом с ним упомянули Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то он так расплакался, что мне стало жаль его, и когда я его увидел таким, то стал записывать хадисы от него»[4].
 
И это о тех, от кого берут хадисы. Что же говорить о тех, кто выносит фетвы?!
 
И они не описывали никого знанием, если это не сопровождалось делами и праведностью. И также известны слова ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Знание – это не множество передач, но страх». Эти слова относят и к другим людям.
 
Имам ибн аль-Хадж также сказал, рассказав о тех, кто считает себя знающим, не имея на это права:
 
«И по этой причине сеййди Абу Мухаммад ибн Абу Джамра, рахимахуллах, когда при нем упоминали какого-либо ученого его времени, которых относили к тем или иным вершинам и которых хвалили из-за достоинства их знаний, он говорил: «Передатчик, передатчик», – боясь, что знающими сочтут тех, кто не имеет на это права, и опасаясь, что это будет ложью, потому что передатчик, на самом деле, не является ученым».
 

И мы просим у Аллаха, чтобы Он причислил нас к ученым, дела которых соответствуют их знанию.

 

______________________

 

[1] «Аль-Му’джам аль-Авсат» (1641), «Маджму заваид» (1:178) и «Мифтах аль-Джанна» (с. 40), а также в конце хадиса № 4188 из «Канз аль-уммаль».

 

[2] 1:49.

 

[3] Приводится в конце «Аль-Фатава аль-Хамавия» Ибн Таймиййи. И подобными же были слова известного поэта Хамзы Бадруддина аль-Хамида своему брату-муджахиду, шейху Мухаммаду аль-Хамиду, рахимахумуллах, когда шейх пришел к своему старшему брату за разрешением окончить учебу в Азхаре: «Я не возражаю, но хочу, чтобы ты вернулися одним из двух: либо ученым, либо невеждой, – и не хочу, чтобы ты возвращался наполовину мутаалимом.

 

И это потому что ученый говорит в соответствии со своим знанием, а невежда молчит, потому что он знает, что он не знает темы. Что же касается того, кто наполовину ученый, то он говорит, считая себя ученым, хотя, на самом деле, он невежда, который сам сбился и сбивает других людей. И это о тех, о ком говорят, что у них комплексное невежество, потому что они невежественны и не знают при этом о своем невежестве.

 

[4] В предисловии «Исааф аль-мубатта» имама ас-Суюты.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков