ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 58. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 18
Ибн Абдуль-Барр пишет в «Аль-Джами»[1]:
«Мудрецы сравнили ошибки ученых с разбиванием корабля, потому что, когда корабль идет на дно, тонут и все те, кто на корабле».
Если ты спросишь, каковы признаки того, что некое мнение ошибочно, то я отвечу словами Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), которые передают Абу Дауд и другие[2], и это правдивейшие и мудрейшие слова:
Язид ибн Амира, великий табиин и близкий ученик Муаза, сказал:
«Каждый раз, когда Муаз садился в каком-то маджлисе, он говорил: «Всевышний Аллах – Мудрый, Справедливый». И однажды после собрания он сказал:
«За вами будет смута, в которой будет замешано множество материальных благ. И Коран будет открыт, так что его будут брать верующий и лицемер, свободный и раб, мужчина и женщина, взрослый и малый. И в итоге человек может подумать и решить: «А почему бы людям не следовать за мной, ведь я читаю Коран?! Клянусь Аллахом, они не последуют за мной, пока я не придумаю для них что-то новое».
Остерегайтесь того, что введут подобные люди, потому что они введут лишь заблуждения. И остерегайтесь ошибки мудреца, потому что шайтан иногда может выразить заблуждение устами мудреца, как иногда и лицемер может сказать истину»».
Язид ибн Амира сказал:
«И я спросил его: «Как же мне узнать, что мудрец выразил заблуждение, а лицемер – истину?»
И тогда Муаз ответил:
«Остерегайся непонятного в словах мудреца. Такого, что ты спросишь: «Что это означает?» Но пусть это не отталкивает от него, потому что, может быть, он откажется от этих слов и примет истину, когда ее поймет, ведь, на самом деле, истина сияет нуром»».
Аль-Байхакы говорит:
«Муаз ибн Джабаль сообщил, что ошибка мудреца не должна отталкивать от него, но следует отстраняться от тех его слов, в которых нет нура. А истина всегда источает свет, то есть – и Аллах знает лучше – указание из Корана, Сунны, иджмы или кыяса».
И он, да будет доволен им Аллах, указал на группу безбожников, которые вводят основы, полностью противоречащие Исламу, и на другую праведную группу, которая обладает иманом и мудростью, но иногда может ошибаться. И эту группу нельзя приравнивать к первой группе: она все равно остается на истинном пути и придерживается блага. Однако следует отстраняться от ошибок, которые стали явными.
И для нас на ошибочность мнения указывает его неясность, неопределенность, провокационность, и в этом мнении нет чистоты истины и ее сияния. Поэтому он и назвал это «непонятным» (муташабихат), и твое естество не может принять, что такой ответ – искренняя истина, и поэтому ты спрашиваешь: «Что это?»[3]
А что касается чистой истины, то она светится нуром и доказательством, поддерживающим ее.
[1] 2:111. Иснад к этим словам привел и аль-Хатыб в «Факих валь-мутафаких» (2:14).
[2] «Сунан» Абу Дауда (5:186, №4596). Также это передается в «Тарихе» Якуба ибн Суфьяна (2:321). Еще это передает аль-Байхакы (10:210), и он же – в «Аль-Мадхаль» (с. 444), и аль-Хаким – в «Аль-Мустадрак» (4:460), и он указал, что это сообщение достоверно согласно условиям аль-Бухари и Муслима, и аз-Захаби согласился с ним. Затем он передал это сообщение через другой иснад (4:466) и сказал, что оно достоверно согласно условиям Муслима, но аз-Захаби никак это не прокомментровал (в моем издании). Это сообщение встречается и в «Джами баян аль-ильм» (2:111).
[3] И на это указывает риваят Ибн Абдуль-Барра в «Аль-Джами» (2:111):
«И они спросили: «Как это – ошибка мудреца?» И он сказал: «Это то, что ты не принимаешь и отрицаешь, спрашивая: «Что это?»»
Предыдущий урок
Часть 57. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 17
Следующий урок
Часть 59. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 19
Комментарии: 0
Правила форума