ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 91. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 23 (Окончание цикла)
А что касается их манхаджа в практике знаний, то говори сколько хочешь – и не сможешь при этом охватить этот океан. Это просто невозможно описать на нескольких страницах. Вдобавок тема слишком значимая, чтобы по ней говорил такой человек, как я.
И я прошу у Аллаха, чтобы Он не делал мой язык и мое перо доводом против меня в День, когда не поможет ни имущество, ни дети. И я надеюсь, что Аллах даст тауфик однажды написать об этом аспекте их жизни, чтобы это стало примером для подражания.
А сейчас не могу писать об этом. И о чем именно говорить? Об их богобоязненности и искренности? Или о том, как они думали об Аллахе, совершая каждое действие и практикуя то, что знают? Или о том, какой у них был самоотчет? Или об их адабе к Аллаху, Его Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и рабам Аллаха, и Его творениям? Или о том, как они готовы были ради истины даже свидетельствовать против себя? Или о том, как они были далеки от личных и корыстных интересов?
Поэтому я считаю, что обязан удержать перо от этой темы.
Я хочу закончить эту книгу описанием двух качеств, которыми должен обладать в целом каждый студент, а также тот, что хочет говорить на темы, где есть расхождения.
Первое качество – это непременное украшение себя адабом праведных предшественников (саляф), когда речь идет о разногласиях. Даже если предположить, что одна из сторон вышла за рамки адаба, то другой стороне все равно не следует от адаба отказывать и не надо отбрасывать исламскую нравственность и научную скромность. Так защитишься от подражания глупцам. И если человек считает, что ему необходимо прояснить истину в этом вопросе, то следует это сделать научным и взвешенным опровержением, а в противном случае молчать.
А если глупец последует своей глупости, то положение начнет резко ухудшаться, и это увеличит невежество еще больше, и в итоге будет так, что никто им не будет доволен.
И читателя, который далек от спорных вопросов, может искренне удивить то, что я пишу, но, чтобы он перестал удивляться, я скажу вот что.
Среди множества опровержений на книжном рынке есть одно опровержение человека, который привлекает огромное внимание своих последователей и фанатов. Он написал это опровержение против ученого, который расходится с ним в некоторых вопросах. И этот привлекающий к себе внимание человек описал своего оппонента крайне грубыми словами и завершил эти оскорбления тем, что оппонент – «шпион и агент», хотя за несколько лет до этого называл его же «достойным ханафитом»[1].
И он же[2] в своем предисловии к книге Ну’мана аль-Алюси, опровергая другого своего оппонента, обвинил его и всех, кто следует его мнению (а это мнение большинства исламских ученых) в «животной глупости».
Как будто в мире остались лишь те, кто пресмыкается перед ним!
А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, счел признаком лицемерия в действии то, что человек, «когда спорит, грубит».
Второе качество такое – оппоненты должны своими книгами желать установить истину, указать на нее и поддержать. И, когда они пишут или говорят, истина должна быть их фарватером, а не желание стать известным за счет такого-то или такого-то и не желание поиздеваться над школой оппонента.
Искренний ученый не хочет унизить другого человека и его достоинство, его цель – уничтожить ложные идеи и разрушить основы, искажающие Ислам.
Следует указать, что большинство опровержений в наше время пишут потому, что автор относится к школе, с которой другой враждует. Доходит до того, что когда один указывает на опечатку другого автора в книге, то указывает настолько грубо, что его ненависть заметна сразу.
Где же искренность в словах и действиях?!
Мы же просим Всевышнего Аллаха наделить нас полезным знанием и праведными делами.
И я заканчиваю эту книгу тем дуа, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, читал после утреннего намаза:
«О Аллах, я прошу у Тебя полезное знание, благое пропитание и принимаемое дело»[3].
И я завершаю книгу дуа, которое является светом пророчества и которым имам аз-Зухри заканчивал свои собрания.
О Аллах, я прошу у тебя все благо, что охватывает Твое Знание в этом мире и в следующем, и я прошу у тебя защиты от всего зла в этом мире и следующем, которое охватывает Твое Знание»[4].
Мир и благословение нашем господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам.
И вся хвала Аллаху.
Мухаммад Аввама
17/8/1410, Лучезарная Медина
[1] Речь идет про Насыра аль-Албани и его оскорблениях в адрес шейха Абу Гудды, которого Албани похвалил в одной из своих книг, а затем обрушил на него всю свою агрессию. Прим. Абу Али.
[2] Речь идет опять же про Насыра аль-Албани, который использовал предисловие книг, которые издавал, как возможность свести счеты со своими врагами, и поэтому они наполнены грубостью и оскорблениями. Прим. Абу Али.
[3] Ибн Абу Шейба (№29875), Ахмад (6:294), Насаи (№9930), Ибн Маджа (№ 925 и в других местах) передают этот хадис. А еще он передается в «Аль-Азкар» (№ 199) ан-Навави, и Ибн Хаджар указал в «Амали» (2:312-315), что хадис – хасан.
[4] «Аль-Марифа ват-тарих» Якуба ибн Суфьяна (1:623).
Предыдущий урок
Часть 90. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 22
Следующий урок
Цикл завершен
Комментарии: 2
Правила форума