Циклы Авторы Сортировка

Часть 81. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 13

2 273
7 декабря, 17
С великим имамом и толкователем Корана, обладавшим острым и глубоким умом, Абдуллахом ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, произошла очень поучительная история с праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах.
 
Абдур-Раззак передает в «Аль-Мусаннафе» в главе «Споры вокруг Корана» от Ибн Аббаса:
 
«Однажды к Умару пришел человек, и Умар начал его расспрашивать его о разных людях, и он начал отвечать: «О повелитель правоверных, Коран [полностью] из них прочитал такой-то и такой-то», – и тогда Ибн Аббас сказал: «Клянусь Аллахом, мне не нравится такая их поспешность насчет Корана». И тогда Умар оборвал меня: «Хватит!» И тогда я пошел к себе домой в грусти и печали. Я имел вес в глазах этого человека, а теперь понял, что потерял его. Вернувшись домой, я лег на кровать, пока одна из женщин нашего дома не навестила меня, но меня лишь тревожила боль от разговора с Умаром.
 
И, когда я пребывал в таком состоянии, ко мне пришел человек, который сказал: «Тебя зовет повелитель правоверных», – и я сразу же вышел, а он уже ожидал меня. Он он взял меня за руку, уединился со мной и сказал: «Что тебе не понравилось в словах этого человека?»
 
И я сказал: «О повелитель правоверных, если я поступил дурно, то прошу прощения у Аллаха, и каюсь, и отказываюсь от того, что мне кажется правильным».
 
И он сказал: «Расскажи, что именно тебе не понравилось в словах этого человека».
 
И тогда я сказал: «О повелитель правоверных, когда они начнут [изучать Коран] с такой поспешностью, то каждый начнет считать себя правым и они начнут враждовать. А когда начнут враждовать, то станут расходиться во мнениях, а когда будут расходиться во мнениях, то начнут убивать друг друга».
 
И тогда Умар сказал: «Я скрывал это от людей, пока не пришел ты!» [конец цитаты][1]
 
Эта опасная болезнь заразила нашу молодежь и наших студентов, и я передам тебе [о читатель], что говорил один осведомлённый устаз о корне этой болезни. Он наблюдал эту бурю с самого ее начала и с близкого расстояния и не перестает ощущать ее горечь вплоть до наших дней. Он записал все детально: кто начал ее и как она развивалась.
 
Его речь очень длинна, все высказывания связаны друг с другом, но я постараюсь передать то, что связано с нашей темой, и пропущу то, что изначально связано с книгами по арабской риторике «Асрар аль-баляга» и «Даляиль аль-иджаз» Абдуль-Кахира аль-Джурджани. Рассказав об этих книгах, он отметил общую проблему, касающуюся шариатского знания в целом.
 
Осведомленный историк этих трагических событий – крупный устаз Махмуд Мухаммад Шакир (1327-1418), да помилует его Аллах, который пишет об этом в своем уникальном предисловии к «Асрар аль-баляга» имама Абдуль-Кахира аль-Джурджани, да помилует его Аллах.
 
[1]«Мусаннаф» Абдур-Раззака (№20368). Также эта история передается в «Аль-Маарифа ват-тарих» (1/516-517) с иснадом Абдур-Раззака. Эта история передается и в «Аль-Мустадраке» аль-Хакима (3:540-541) с двумя иснадами, и [аль-Хаким] счел достоверным первый иснад в соответствии с условиями Бухари и Муслима, и аз-Захаби согласился с ним. Этот рассказ есть и в «Сияр» (3/348) имама аз-Захаби.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков