ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Цикл завершен
Часть 27. Глава вторая. Этика, часть 1
С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод для сайта Azan.ru книги шейха Мухаммада Аввамы, х...
Часть 27. Глава вторая. Этика, часть 1
Глава вторая. Этика
- Определение и общий смысл
- Ее значение и роль
- Условия этики разногласий
- Примеры этики разногласий от имамов
1. Определение этики и общий смысл
Слово «адаб» (этика) образовано от слова «адб», что означает «приглашение к еде», и от этого корня образовано слово مَأْدُبَةٌ , что означает «пир», ведь на нем собираются люди и там много разной еды.
В «Аль-Мисбах аль-мунир» сказано: «Абу Зейд аль-Ансари сказал: «Адабом (этикой) называется любая духовная практика, которая приводит к какому-то хорошему качеству в человеке». Аль-Азхари сказал то же самое, и «адаб» – имя этому».
«А еще знатоки языка говорят: «Адаб – это благое поведение во всем». Некоторые ученые сказали, что «адаб» – это слово, которое вбирает в себя все благие качества»[1].
И слово «адаб» после всех языковых значений включает в себя все достоинства и весь благой нрав.
Ибн Хаджар сказал в «Аль-Фатх»[2]: «Адаб – это совершение всего похвального, будь то слова или действия. Некоторые сказали, что это приобретение благого нрава. Некоторые сказали, что это останавливаться на всем похвальном. Некоторые сказали, что это возвеличивать тех, кто выше тебя, и быть мягким к тем, кто ниже тебя. Некоторые сказали, то это образовано от مَأْدُبَةٌ , что означает приглашение на еду, и она так называется, потому что это приглашение».
«Это все, что приводит ко всему похвальному».
Все эти смыслы присутствуют в значении слова «адаб», и между ними нет противоречия.
И саляфы употребляли это слово в общем смысле в отношении правильного примера (хадью), и они говорили о примере такого-то человека, то есть о его поведении в целом и в частностях, о его нраве и состоянии.
И на того, кто достиг совершенства в этом, смотрели как на пример для подражания. И это совершенно лишь в том, кто следит за каждым своим действием и украшается украшением Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), прежде чем совершить некое действие.
2. Ее значение и роль
В первый век и позже люди смотрели на имамов таким взглядом. И до последних времен в Индии и ее окрестностях люди внимательно следят за всем, что делают и говорят те, кто в их понимании достиг этого высокого положения. Но это, конечно, все относительно, и они записывали все их слова и действия, собирая это в книге, которую называли «Аль-Малфузат»[5].
[1] Цитата из рукописи «Умдат аль-ахьяр фи тарихи Мадина» Ахмада ибн Абдуль-Хамида аль-Аббаси.
[2] 10:400.
[3] Файд аль-Кадир, 1:224.
[4] «Ан-Навабиг» – это «Навабиг аль-хикам», где собраны наставления и мудрость. И у этой книги много толкований. И Аллах лучше знает, какой именно шарх имеется в виду. Возможно, шарх ат-Тафтазани.
[5] Примером такой книги – «Малфузат» мавляны Масихуллаха Джалялябади, которая переведена и выложена на Azan.ru.
Предыдущий урок
Часть 26. Условия законного разногласия, часть 7
Следующий урок
Часть 28. Этика, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума