Циклы Авторы Сортировка

Часть 90. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 22

2 947
19 февраля, 18
Абдур-Раззак[1] передает, что Мухаммад ибн Сирин сказал: «Я спросил Абида ас-Сальмана про долю деда в наследстве, и он сказал: «Я запомнил от Умара ибн аль-Хаттаба насчет этого порядка ста решений».
 
И Ибн Сирин переспросил его: «От Умара?!»
 
И он сказал: «От Умара».
 
Речь идет, безусловно, о различных ситуациях, и поэтому Абдур-Раззак написал после этого риваята следующее:
 
«Я выносил различные решения насчет дедушки. И эти слова недалеки от истины».
 
Посмотрите, сколь широки были его взгляды и как он не хотел обязывать других своему мнению даже при смерти, что передает Абдур-Раззак[2] ранее: когда Умар уже был смертельно ранен, то посоветовался с ними насчет наследства для деда, и тогда Усман сказал ему:
 
«Если мы последуем твоему мнению, то твое мнение – это правильный путь, а если мы последуем мнению того, кто был до тебя, то есть Абу Бакра, то как прекрасно было его мнение».
 
В этом обсуждении он намекнул им взять его мнение, на что указывает следующий риваят: «Я вынес решение по наследству для деда, и если вы хотите последовать этому мнению, то следуйте», – но он именно намекает, а не обязывает их, и на это Усман ответил то, что мы передали выше.
 
Он не повторил свои слова еще раз, не упрекнул их, что расходятся с ним во мнении, не указал им, что он потратил много сил на решение этого вопроса. Нет, ничего такого не было, он лишь замолчал и согласился с ними, что они выберут либо его мнение, либо мнение Абу Бакра. И он не запретил им преступать границы его мнений и мнений тех, кто был до него!
 
Как он мог порицать их за разногласие с ним и заставлять их следовать своему мнению из-за своей власти, когда он, да будет доволен им Аллах, в полной мере понимал смысл слов имама арабского языка Юнуса ибн Хабиба:
 
«В знании побеждают лишь доводом, а не властью»[3].
 
О том же сказал его коллега и современник Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди:
 
«У знания есть власть: кто найдет это знание, тот сможет через него властвовать, а у кого не будет знания, над тем будут властвовать»[4].
 
И после этого я хочу попрощаться с теми, кто призывает людей следовать за Кораном и Сунной, утверждая, что все они в итоге выберут лишь одно мнение (и это именно его мнение), вместо того, чтобы придерживаться четырех разных мнений.
 
Разве сподвижники не следовали Корану и Сунне более ревностно, чем все эти люди, вместе взятые?! Но, несмотря на это, у них насчет одного вопроса могло быть десять разных мнений (мазхабов), а иногда и двадцать!
 
И в биографии аль-Касыма ибн Мухаммада в «Табакат» Ибн Саада сказано, что он говорил:
 
«Мне так кажется, и я не говорю, что это истина»[5].
 
Мы передавали и слова имама Абу Ханифы:
 
«Наша позиция – это лишь наше мнение, и это лучшее, на что мы способны, и кто сможет прийти к лучшему мнению, чем наше, тот больше заслуживает, чтобы за ним следовали».
 
Как же мы нуждаемся в этой объективности и уважении к чужому мнению!
 
Что же нам говорить о тех людях, которые хотят заставить всех людей следовать своему мнению, а тех, кто не следует их мнению, обвиняют в том, что те идут против Корана, Сунны и праведных предков?!
 
А ведь это именно они выходят за границы истины и следуют зачастую крайне слабым мнениям.
 
И это желание заставить следовать своему мнению – общая направленность книг на сегодняшнем рынке. Хотя такое стремление противоречит первому их тезису, то есть призыву к иджтихаду. Какой же может быть иджтихад, если ты обязываешь других следовать твоему мнению?![6]
 
[1] Мусаннаф, 10:261-262 (№19043, №19045).
 
[2] №19051; «Сунан» ад-Дарими (1:151).
 
[3] «Шарх ма яка’у фихи ат-тасхиф» аль-Аскари (с.126).
 
[4] Там же, с. 35.
 
[5] «Табакат» Ибн Саада (5:187). См. также «Джами баян аль-ильм» (2:164).
 
[6] Иными словами, сам манхадж этого течения основан на взаимоисключающих идеях: призыве к иджтихаду и запрете на мнение, отличающееся от их! Но такова их тактика – разрешить иджтихад, чтобы отдалить людей от мазхабов, а затем заставить их следовать своим ущербным мнениям под девизом следования Корану и Сунне. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков