ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 90. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 22
Абдур-Раззак[1] передает, что Мухаммад ибн Сирин сказал: «Я спросил Абида ас-Сальмана про долю деда в наследстве, и он сказал: «Я запомнил от Умара ибн аль-Хаттаба насчет этого порядка ста решений».
И Ибн Сирин переспросил его: «От Умара?!»
И он сказал: «От Умара».
Речь идет, безусловно, о различных ситуациях, и поэтому Абдур-Раззак написал после этого риваята следующее:
«Я выносил различные решения насчет дедушки. И эти слова недалеки от истины».
Посмотрите, сколь широки были его взгляды и как он не хотел обязывать других своему мнению даже при смерти, что передает Абдур-Раззак[2] ранее: когда Умар уже был смертельно ранен, то посоветовался с ними насчет наследства для деда, и тогда Усман сказал ему:
«Если мы последуем твоему мнению, то твое мнение – это правильный путь, а если мы последуем мнению того, кто был до тебя, то есть Абу Бакра, то как прекрасно было его мнение».
В этом обсуждении он намекнул им взять его мнение, на что указывает следующий риваят: «Я вынес решение по наследству для деда, и если вы хотите последовать этому мнению, то следуйте», – но он именно намекает, а не обязывает их, и на это Усман ответил то, что мы передали выше.
Он не повторил свои слова еще раз, не упрекнул их, что расходятся с ним во мнении, не указал им, что он потратил много сил на решение этого вопроса. Нет, ничего такого не было, он лишь замолчал и согласился с ними, что они выберут либо его мнение, либо мнение Абу Бакра. И он не запретил им преступать границы его мнений и мнений тех, кто был до него!
Как он мог порицать их за разногласие с ним и заставлять их следовать своему мнению из-за своей власти, когда он, да будет доволен им Аллах, в полной мере понимал смысл слов имама арабского языка Юнуса ибн Хабиба:
«В знании побеждают лишь доводом, а не властью»[3].
О том же сказал его коллега и современник Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди:
«У знания есть власть: кто найдет это знание, тот сможет через него властвовать, а у кого не будет знания, над тем будут властвовать»[4].
И после этого я хочу попрощаться с теми, кто призывает людей следовать за Кораном и Сунной, утверждая, что все они в итоге выберут лишь одно мнение (и это именно его мнение), вместо того, чтобы придерживаться четырех разных мнений.
Разве сподвижники не следовали Корану и Сунне более ревностно, чем все эти люди, вместе взятые?! Но, несмотря на это, у них насчет одного вопроса могло быть десять разных мнений (мазхабов), а иногда и двадцать!
И в биографии аль-Касыма ибн Мухаммада в «Табакат» Ибн Саада сказано, что он говорил:
«Мне так кажется, и я не говорю, что это истина»[5].
Мы передавали и слова имама Абу Ханифы:
«Наша позиция – это лишь наше мнение, и это лучшее, на что мы способны, и кто сможет прийти к лучшему мнению, чем наше, тот больше заслуживает, чтобы за ним следовали».
Как же мы нуждаемся в этой объективности и уважении к чужому мнению!
Что же нам говорить о тех людях, которые хотят заставить всех людей следовать своему мнению, а тех, кто не следует их мнению, обвиняют в том, что те идут против Корана, Сунны и праведных предков?!
А ведь это именно они выходят за границы истины и следуют зачастую крайне слабым мнениям.
И это желание заставить следовать своему мнению – общая направленность книг на сегодняшнем рынке. Хотя такое стремление противоречит первому их тезису, то есть призыву к иджтихаду. Какой же может быть иджтихад, если ты обязываешь других следовать твоему мнению?![6]
[1] Мусаннаф, 10:261-262 (№19043, №19045).
[2] №19051; «Сунан» ад-Дарими (1:151).
[3] «Шарх ма яка’у фихи ат-тасхиф» аль-Аскари (с.126).
[4] Там же, с. 35.
[5] «Табакат» Ибн Саада (5:187). См. также «Джами баян аль-ильм» (2:164).
[6] Иными словами, сам манхадж этого течения основан на взаимоисключающих идеях: призыве к иджтихаду и запрете на мнение, отличающееся от их! Но такова их тактика – разрешить иджтихад, чтобы отдалить людей от мазхабов, а затем заставить их следовать своим ущербным мнениям под девизом следования Корану и Сунне. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21
Следующий урок
Часть 91. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 23 (Окончание цикла)
Комментарии: 0
Правила форума