Циклы Авторы Сортировка

Часть 78. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 10

3 395
5 октября, 17
И это стало основой и для тех, кто пришел после них. И табиины постоянно находились рядом со сподвижниками, подобно тому как те были близки к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), что дало им понимание религии и помогло достичь высот в шариатских науках.
 
И тебе достаточно для указания на достоверность этого принципа того, что, какого бы ученого ты ни взял, который стал известен людям, он стал известен только лишь на основе этого принципа.
 
И мало кто из числа заблудших и из тех, кто идет против Сунны, не пошел наперекор этому[1].
 
И из-за этого ученые порицали Ибн Хазма аз-Захири, ведь он не провел должное время среди ученых и не проявлял должного уважения к ним[2]. Иначе вели себя великие имамы, такие как известные четыре имама и другие, подобные им.
 
Третье качество – это следование за тем, у кого берешь знание, и соблюдение адаба к нем, как стало ясно из следования сподвижников за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), а табиинов – за сподвижниками. И так продолжалось  каждый век.
 
И именно этим Малик отличался от своих сверстников, то есть высокой степенью этого следования. Всякий, за кем следуют в религии, обладал этим качеством, но Малик стал известен тем, что он более других им отличался.
 
И, когда так поступать перестали, нововведения подняли голову, потому что отказ от следования – это доказательство, что у того, кто отказывается следовать, появляется что-то новое, и в основе это следование за страстями.
 
И когда стало ясно, что необходимо получать знания у ученых, то есть два пути.
 
«Первый путь – изустно, и это самый полезный и самый безопасный путь из-за двух вещей. Существует особая связь между учителем и учеником, которую Всевышний Аллах установил, и это ощутил каждый, кто получал знания и был рядом с учеными.
 
Сколько же тем студенты читают, заучивают и постоянно повторяют, но не понимают до конца?! И если бы тему проходили с ученым, то студент понял бы все мгновенно! Дело в том, что ученик приобретает особое понимание в присутствии учителей, и оно не дается ему в других ситуациях. Этот особый свет продолжает светить, пока они следуют за своими учителями и соблюдают к ним адаб».
 
«Второй путь – усовершенствование знаний на основе понимания целей этой науки и ее терминологию через чтение книг. И это может быть достигнуто через первый путь, то есть путем чтения книг перед учеными, либо через то, что к этому возвращается. Но книги сами по себе ничего не дадут студенту без помощи ученого, в чем можно убедиться[3]».
 
[1] То есть эти заблудшие во многом впали в заблуждение из-за того, что не получали знания у ученых и не находились рядом с ними должное количество времени. Прим. Абу Али.
 
[2] Обрати внимание на точность выражений имама аш-Шатыби «не провел должное время», и пусть тебя не смущает то, что Ибн Хазм в «Аль-Махалля» и других книгах передает от многих шейхов, так как это разные вещи. Нахождение рядом предполагает проведение с учителем должного количества времени, а передача может осуществиться просто на общем собрании, где диктуют хадисы, или когда шейх в общем дает кому-то иджазу.
 
[3] Студенту следует понимать, что базовые тексты той или иной науки следует пройти с учителем, но это не означает, что каждую книгу, которую он хочет открыть, он обязан пройти с шейхом. Это невозможно, и к этому никто не призывает.
 
Необходимость получения знания от шейхов не означает, что порицаемо читать самостоятельно. Более того, самостоятельное чтение – единственное условие развития студента. Однако все отрывки, которые он не понял при самостоятельном чтении или хочет уточнить, он показывает своим учителям и просит их пояснить это. Такой подход поможет студенту быстро развиваться и расширять свой научный кругозор.
 
Поэтому у каждого студента всегда должно быть заготовлено сразу несколько вопросов по каждой из наук, на которые он хочет найти ответ, и как только он встречает человека, который потенциально может ответить на них, то надо сразу же их задать. Шейх Мухаммад Аввама (да сохранит его Аллах) говорил в одном из своих выступлений, что, если бы студенты стремились получить ответы на вопросы так же усердно, как хотят получить разные иджазы, это бы им помогло намного больше. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков