ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 70. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 2
Что касается необходимости получения знания от шейхов, то об этом говорить можно очень долго, но рассказать обязательно, даже если придется долго описывать, потому что это крайне важно в наше время и потому что это можно назвать главнейшим условием, при котором исправится обсуждаемое нами плачевное положение.
Поистине, учителя студентов – это их родители. И если человек говорит в области шариатского знания без учителей, то он будто подкидыш в научном смысле – непонятно кто и непонятно, с какой родословной.
Имам ан-Навави[1], рахимахуллах, указывает, что писать биографии ученых обязательно, и говорит:
«Поистине, наши праведные предшественники и имамы подобны нашим родителям».
В этой же книге[2] в биографии Муслима ибн Халида аз-Занджи он пишет:
«Муслим, да будет доволен им Аллах, – это один из наших дедов в цепочке передачи фикха, которая связывает нас с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует».
А в своей огромной книге «Аль-Маджму’»[3] в биографии Абуль-Аббаса ибн Сурейджа он пишет:
«Один из наших предков в цепочке передачи фикха».
И они не обращали внимание на тех, у кого не было учителей в шариатском знании, не считая, что у такого человека вообще есть знания, не придавая значения его словам и не считая его достойным того, чтобы вообще с ним говорить, ведь такой человек – сплошная ошибка.
В «Аль-Ильма’» Кади Ияда и «Ас-Силя» его ученика Ибн Башкуваля[4] передается от имама Ибн аль-Фаради с его иснадом до Салиха ибн имам Ахмад:
«Я слышал, как мой отец[5] говорил: «Люди – это лишь те, кто говорит: «Нам передали, нам рассказали», – а в остальных нет блага».И когда Мутасим[6] сказал моему отцу, чтобы тот поговорил с Ибн Абу Дуадом, то мой отец отказался: «О чем мне говорить с человеком, которого я никогда не видел у дверей ученых?»«Абу Хайян аль-Андалуси сказал: «Каждый, кто занимается наукой, достигнет в ней вершин и увеличит свои знания, кроме людей хадиса, потому что большинство из них – простолюдины, которые не стояли перед учеными, чтецами Корана, факихами, знатоками грамматики и языка, литературы или усуля. И каждому из них, лишь только он доучивал грамоту, подобный же ему простолюдин внушал любовь к прослушиванию хадисов»[7].
Посмотрите на его слова «большинство из них – простолюдины, которые не стояли перед учеными»! Под словом «ат-тамассуль» (стояние) имеется в виду то, что студент не провел надлежащего времени перед ученым в этой области или перед его дверью, чтобы получить доступ к знаниям, в которых нуждается студент, изучающий эту благородную науку. И лишь к Аллаху обращены мольбы.
[1] В предисловии к «Тахзиб аль-асма валь-люгат» (1:11).
[2] 2:93.
[3] 1:214.
[4] Аль-Ильма` стр. 28 и «ас-Силят» 1:255
[5] То есть имам Ахмад. Абу Али.
[6] Халиф того времени. Абу Али.
[7] Речь идет о тех, кто просто сидел на маджлисах чтения книг по хадису и по факту этого сидения он получал иджазу, но кроме этого он ничем другим не занимался в научной области и не получал знания у алимов. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 69. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 1
Следующий урок
Часть 71. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 3
Комментарии: 0
Правила форума