Циклы Авторы Сортировка

Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17

1 941
15 января, 18
Да помилует Аллах шейха Абдуль-Карима ар-Рифаи (умер в 1393-м году по хиджре) из Дамаска, который говорил: «Еда больших – это яд для маленьких».
 
Шейх Мухаммад Саид аль-Бани ад-Димашки (умер в 1351-м году по хиджре) пишет в «Умдат ат-тахкык»[1]: «Однажды я спросил нашего шейха Абдуль-Хакима аль-Афгани, да озарит Аллах его могилу, когда изучал у него науку усуль аль-фикх: «Какая польза в этой науке?»
 
И он сразу мне ответил: «Ее результат – это иджтихад».
 
И тогда я спросил его: «Разве не говорят, что врата иджтихада закрыты?»
 
И он с насмешкой ответил:
 
«А кто их закрыл? Однако студент в ваших краях претендует на иджтихад, хотя толком до этого даже Нур аль-идах» не читал».
 
Да помилует Аллах этого шейха! Что, если бы он увидел наше время, когда невежд поощряют совершать иджтихад, ненавидеть муджтахидов, критиковать и порицать саляфов, и все это под девизом следования Корану, Сунне и саляфам?!
 
Разве Хасан аль-Басри не имам из числа саляфов? Разве о его достоинствах не писали многие ученые? И о нем говорят, что он исключение из всего, то есть когда про кого-то спрашивают, больше ли других он знает, люди отвечали: «Да, кроме Хасана аль-Басри». А если о другом говорили: «Он самый аскетичный из людей», – то кто-то добавлял, соглашаясь: «Да, но кроме аль-Хасана аль-Басри», – и так далее[2].
 
И как появился человек, который прикрывался названным призывом, то в каждом собрании по поводу и без повода он приговаривал: «Хасан аль-Басри – мудаллис». Этот попугай ходил везде повторял эти слова, и когда Аллах заставил его встретить студента, который спросил его: «Объясни мне, кто такой мудаллис», – он замолчал и ничего не смог сказать[3].
 
2. К их методу обучения относится требование суровой этики (адаб) от тех, кто хочет получать у них знания. И об этом рассказывают удивительные истории.
 
Абдуллах ибн аль-имам Ахмад передает:
 
«Моего отца спросили:
 
– Почему ты не слышал много хадисов от Ибн Ибрахима ибн Саада, ведь он был рядом с тобой в Дар Умара?
 
И он сказал:
 
– Мы один раз пришли к нему, и он передавал нам хадисы, а на второй раз он увидел, как некоторые молодые люди сели впереди пожилых, и он сильно разозлился, и сказал: «Клянусь Аллахом, я не будут передавать хадисы весь год!» – и он умер так, больше и не передавая хадисов[4].
 
Имеется в виду, что он умер меньше, чем через год».
 
Этот рассказ напомнил мне другие похожие рассказы.
 
Ибн Саад передает в «Табакат»[5] и аль-Хатыб – в «Джами»[6] от Малика ибн Мигваля:
 
«Я шел вместе с Тальхой ибн Мусаррифом, и мы дошли до очень узкого места, и он прошел впереди меня, а затем сказал: «Если бы я знал, что ты хотя бы на день старше меня, то я не пошел бы впереди тебя»».
 
Другую историю передают ад-Дури в «Тарих»[7] и аль-Хатыб в «Джами»[8]: Али ибн Салих ибн Хайй и Хасан ибн Салих ибн Хайй были два близнецами, но Али родился раньше на несколько часов, и Хасан проявлял отдельное уважение к нему из-за этого времени. Передавая слова брата, он говорил:
 
«Абу Мухаммад сказал», – то есть не называл его по имени. И когда Али ибн Салих садился, то его брат Хасан ибн Салих всегда садился чуть ниже него из уважения, потому что брат родился чуть раньше».
 
[1] С. 63.
 
[2] «Симар аль-кулюб» ас-Саалиби (с. 90).
 
[3] Эти невежды, крича о следовании за саляфами, разрушают великое наследие фикха саляфов, а именно мазхабы, следование которым они заменили на следование за «знающими братьями». Прим. Абу Али.
 
[4] Ас-Сияр, 11:317.
 
[5] 6:308.
 
[6] 1:170.
 
[7] 4:360 (4787).
 
[8] 1:171.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков