Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17
Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17
Шейх Мухаммад Саид аль-Бани ад-Димашки (умер в 1351-м году по хиджре) пишет в «Умдат ат-тахкык»: «Од...
2 940
15 января, 18

Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17

2 940
15 января, 18
Да помилует Аллах шейха Абдуль-Карима ар-Рифаи (умер в 1393-м году по хиджре) из Дамаска, который говорил: «Еда больших – это яд для маленьких».
 
Шейх Мухаммад Саид аль-Бани ад-Димашки (умер в 1351-м году по хиджре) пишет в «Умдат ат-тахкык»[1]: «Однажды я спросил нашего шейха Абдуль-Хакима аль-Афгани, да озарит Аллах его могилу, когда изучал у него науку усуль аль-фикх: «Какая польза в этой науке?»
 
И он сразу мне ответил: «Ее результат – это иджтихад».
 
И тогда я спросил его: «Разве не говорят, что врата иджтихада закрыты?»
 
И он с насмешкой ответил:
 
«А кто их закрыл? Однако студент в ваших краях претендует на иджтихад, хотя толком до этого даже Нур аль-идах» не читал».
 
Да помилует Аллах этого шейха! Что, если бы он увидел наше время, когда невежд поощряют совершать иджтихад, ненавидеть муджтахидов, критиковать и порицать саляфов, и все это под девизом следования Корану, Сунне и саляфам?!
 
Разве Хасан аль-Басри не имам из числа саляфов? Разве о его достоинствах не писали многие ученые? И о нем говорят, что он исключение из всего, то есть когда про кого-то спрашивают, больше ли других он знает, люди отвечали: «Да, кроме Хасана аль-Басри». А если о другом говорили: «Он самый аскетичный из людей», – то кто-то добавлял, соглашаясь: «Да, но кроме аль-Хасана аль-Басри», – и так далее[2].
 
И как появился человек, который прикрывался названным призывом, то в каждом собрании по поводу и без повода он приговаривал: «Хасан аль-Басри – мудаллис». Этот попугай ходил везде повторял эти слова, и когда Аллах заставил его встретить студента, который спросил его: «Объясни мне, кто такой мудаллис», – он замолчал и ничего не смог сказать[3].
 
2. К их методу обучения относится требование суровой этики (адаб) от тех, кто хочет получать у них знания. И об этом рассказывают удивительные истории.
 
Абдуллах ибн аль-имам Ахмад передает:
 
«Моего отца спросили:
 
– Почему ты не слышал много хадисов от Ибн Ибрахима ибн Саада, ведь он был рядом с тобой в Дар Умара?
 
И он сказал:
 
– Мы один раз пришли к нему, и он передавал нам хадисы, а на второй раз он увидел, как некоторые молодые люди сели впереди пожилых, и он сильно разозлился, и сказал: «Клянусь Аллахом, я не будут передавать хадисы весь год!» – и он умер так, больше и не передавая хадисов[4].
 
Имеется в виду, что он умер меньше, чем через год».
 
Этот рассказ напомнил мне другие похожие рассказы.
 
Ибн Саад передает в «Табакат»[5] и аль-Хатыб – в «Джами»[6] от Малика ибн Мигваля:
 
«Я шел вместе с Тальхой ибн Мусаррифом, и мы дошли до очень узкого места, и он прошел впереди меня, а затем сказал: «Если бы я знал, что ты хотя бы на день старше меня, то я не пошел бы впереди тебя»».
 
Другую историю передают ад-Дури в «Тарих»[7] и аль-Хатыб в «Джами»[8]: Али ибн Салих ибн Хайй и Хасан ибн Салих ибн Хайй были два близнецами, но Али родился раньше на несколько часов, и Хасан проявлял отдельное уважение к нему из-за этого времени. Передавая слова брата, он говорил:
 
«Абу Мухаммад сказал», – то есть не называл его по имени. И когда Али ибн Салих садился, то его брат Хасан ибн Салих всегда садился чуть ниже него из уважения, потому что брат родился чуть раньше».
 
[1] С. 63.
 
[2] «Симар аль-кулюб» ас-Саалиби (с. 90).
 
[3] Эти невежды, крича о следовании за саляфами, разрушают великое наследие фикха саляфов, а именно мазхабы, следование которым они заменили на следование за «знающими братьями». Прим. Абу Али.
 
[4] Ас-Сияр, 11:317.
 
[5] 6:308.
 
[6] 1:170.
 
[7] 4:360 (4787).
 
[8] 1:171.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков