Аффан ибн Муслим ас-Саффар[1], один из передатчиков, был очень беден. И вот однажды он пошел к имаму Амру ибн Али аль-Фалласу и сказал ему:
«Нет ли у тебя чего-то поесть? Я не нашел у себя дома ни хлеба, ни даже муки, ни того, на что это можно купить».
И у него дома всегда бывало около сорока гостей, и он дал ему ячменную похлебку, и он плотно поел, как передается в «Тарих Багдад»
[2].
Затем он передал о нем то, что передает аль-`Иджли в «Сикат»
[3]:
«И он был на вопросах Муаза ибн Муаза
[4]. И ему пообещали десять тысяч, чтобы он выступил в пользу одного передатчика, а не против него, и ему сказали: «Промолчи о нем. Ничего не говори о нем». И он отказался со словами: «Я не нарушу никакого права»».
Затем аль-Хатыб передал от Ибн Дизиля, который был хафизом:
«Когда Аффана привели для испытания в вопросе сотворенности Корана в дни аль-Маъмуна, я вел его осла, держа за уздечку. И, когда он пришел, его спросили об этом, и он отказался отвечать. И ему сказали: «Ты перестанешь получать то, что тебе дают». А он получал каждый месяц тысячу дирхамов. И он сказал в ответ:
وَفِي السَّمَاءِ رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ
«На небе находится ваш удел и то, что вам обещано»[5].
И он сказал: «Когда он вернулся к себе домой, то его стали ругать его женщины и все, кто был в его доме, а там было около сорока человек. И кто-то постучался в дверь, и в дом вошел человек, который был похож на торговца маслом. В руках у него была сумка с тысячью дирхамами, и он сказал: «О Абу Усман, Аллах поддержал тебя так же, как ты поддержал религию. И эта сумма будет приходить тебе каждый месяц»».
Есть среди них и те, кто готов был погибнуть, но не был согласен искажать религию Аллаха.
В биографии Мухаммада ибн Аммара ибн Ясира
[6] говорится, что аль-Мухтар ибн Абу Убейд ас-Сакафи, который был лжецом и впоследствии объявил себя пророком, потребовал от Мухаммада ибн Уммара, чтобы тот передал от своего отца ложное сообщение, но тот не ответил на его требование и был убит за это.
Да будет Аллах доволен им, его отцом и двумя его дедами.
Ибн Хазм, рахимахуллах, передает в работе о достоинстве Андалусии, которую аль-Маккари включил в «Нафах ат-тыб»
[7], еще один удивительный рассказ об их честности (не просто в знаниях, но даже в намерении и в сохранении всего от искажений). Историю, которую я перескажу, Ибн Хазм рассказывает в двух вариантах, в каждом из которых есть дополнения и свои новые детали, и я объединю их в один текст.
Ибн Хазм говорит:
«Благородные качества, о которых мы слышали и которым не знаем подобных, [проявились в истории о том,] как Абу Галиб Тамам ибн Галиб ат-Тайяни написал книгу по языку. А потом Абу аль-Джейш Муджахид аль-Амири, который правил Алжиром и Данией, передал ему тысячу андалусийских дирхамов, чтобы тот добавил в книгу слова: «То, что написал Абу Галиб для Абу аль-Джейша Муджахида».
И он отказался от динаров и всего остального. Он сказал: «Я написал эту книгу, чтобы люди получали пользу и чтобы запечатлить навеки свое усердие! И как я могу изменить свое имя на имя другого, чтобы вся слава досталась ему?! Клянусь Аллахом, если бы мне дали весь этот мир, то я бы не сделал этого и не согласился бы на эту ложь, потому что я написал эту книгу не для него, а для каждого студента». Восхитись желаниям этого правителя! И восхитись же сердцу этого ученого и его чистоте!»
Книга Абу Галиба называется «Талких аль-айн», и он умер в 436-м году, да помилует его Аллах, и пусть Аллах воздаст ему благом за отношение к знанию и как обладателю знания[8].
_____________________
[1] Имам аль-Миззи в «Тахзиб аль-Камаль» [20/170] приводит слова Ибн Маина: «Асхаб аль-хадис – это пять человек: Малик, Ибн Джурейдж, ас-Саури, Шу`ба и Аффан». Прим. Абу Али.
[4] Муаз ибн Муаз был кадием, который проверял свидетелей на то, достойны ли они доверия. Согласно Шариату, выделяется два вида ‘адалята: внешнее (захира) и внутреннее (батына). Внешнее – это когда человек выглядит и ведет себя как соблюдающий мусульманин, например, ходит в мечеть и ничего плохого о нем не известно. А внутреннее устанавливается после расследования. Кадий назначает человека, который должен разузнать детали об этом свидетеле, то есть узнать о его заработке, расспросить его знакомых и так далее, и такого человека называют «аль-музакки». Муаз ибн Муаз назначал аль-музакки, чтобы потом по его словам определять, принимать ли свидетельство в суде от того или иного человека, а Аффан ибн Муслим был как раз таким аль-музакки. Прим. Абу Али.
[6] «Аль-Джарх ва ат-та’диль» Ибн Абу Хатима, 8:43 (№ 196).
[8] См. «Джазва аль-муктабис» аль-Хумейди (с. 183) и «Фахрасат» Ибн Хейра (с. 360).
Комментарии: 0
Правила форума