ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 65. Третье сомнение, часть 2
Прежде чем перейти ко второй части ответа, мне нужно сказать следующее: сначала я написал первоначальный ответ, а затем нашел то, что указывает на действительность этих слов Ибн Абу Зиъба (если б только они не были достоверны!).
Имам аль-Байхакы[1] передает диалог, который состоялся между имамом Мухаммадом ибн аль-Хасаном аш-Шайбани и имамом аш-Шафии, да будет Аллах доволен ими обоими.
И в этом диалоге имам аш-Шафии сказал:
«В Медине есть такие ученые, которые считают, что Малика необходимо призвать к покаянию».
В «Аль-Марифа ват-тарих»[2] говорится следующее:
«От Ахмада ибн Ханбаля [передается], что дошло до Ибн Абу Зиъба, что Малик не следует [буквальному смыслу] хадиса: «Продавец и покупатель обладают правом выбора», – и сказал в связи с этим:«Необходимо потребовать от него покаяться, и если не покается, то отрубить ему голову». Но Малик не отвергал этот хадис, а лишь по-своему истолковал его».Потом один человек из Шама спросил: «Кто более знающий: Малик или Ибн Абу Зиъб?» И он сказал: «Ибн Абу Зиъб выше Малика в этом вопросе. И Ибн Абу Зиъб праведнее в религии и более богобоязнен, и он лучше Малика в плане отстаивания истины перед правителем. И, когда Ибн Абу Зиъб был у Абу Джа’фара, ему это не помешало сказать истину. И он сказал: «Абу Джа’фар, притеснение исходит от твоей двери»».
Хаммад ибн Абу Халид сказал:
«Ибн Абу Зиъба сравнивали с Саидом ибн аль-Мусаййибом. И когда Малик и Ибн Абу Зиъб были у правителя, то лишь ибн Абу Зиъб говорил истину, повелевая одобряемое и порицая порицаемое, а Малик молчал. Он часто говорил: «Ибн Абу Зиъб и Са’д ибн Ибрахим – те, кто повелевает одобряемое и запрещает порицаемое»».И его спросили: «Что ты скажешь про его хадисы?» И он ответил[3]: «Он был достойным доверия (сика), правдивым, благочестивым и богобоязненным»».
Посмотрите на слова имама Ахмада: «Малик не отвергал этот хадис, а лишь по-своему истолковал его», – которые указывают на величие имама Ахмада и на широту его взгляда на тех, кто имеет другое мнение, ведь он оправдывает их. Имам Ахмад придерживался здесь того же мнения, что и Ибн Абу Зиъб, но, несмотря на это, он оправдывает Малика тем, что тот по-своему толковал этот хадис.
И это указывает на нашу тему: установлено то, что Ибн Абу Зиъб произнес эти слова, так как имам Ахмад привел их, а затем оправдал Малика. Если бы имам Ахмад считал эту историю недостоверной, то он бы их сразу об этом сказал, а не искал бы оправданий для Малика.
Ибн Абдуль-Барр пишет в «Ат-Тамхид» и «Джами баян аль-ильм»[4]:
«Ибн Абу Зиъб произнес неподобающие и грубые слова в адрес Малика ибн Анаса, и я не хочу их пересказывать, но известно, что так высказался о нем, порицая его за его мнение насчет хадиса: «Продавец и покупатель обладают правом выбора»».
Аллах знает лучше.
В любом случае, если бы даже эта история была недостоверной, есть множество других высказываний, которые, например, передаются про имама Абу Ханифу, рахимахуллах, как я уже указывал на это. Я старался найти такой пример, который бы подходил в качестве иллюстрации обеих общих идей для ответа, но не нашел такого.
[1] «Манакиб» аш-Шафии, 1:122.
[2] 1:686. Аль-Хатыб тоже передает это в «Тарих Багдад» (2:302) в биографии Ибн Абу Зиъба. И эту историю передает его ученик, Ибн Абу Я’ля в «Табакат аль-ханабиля» (1:251).
[3] То есть кто-то задал вопрос имаму Ахмаду. Прим. Абу Али.
[4] «Ат-Тамхид» (10:14), «Аль-Джами» (2:160) в конце главы «Слова ученых друг о друге».
Предыдущий урок
Часть 64. Третье сомнение, часть 1
Следующий урок
Часть 66. Третье сомнение, часть 3
Комментарии: 0
Правила форума