ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 75. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 7
Что же касается того, чтобы учиться у шейхов год или два, а потом читать самостоятельно и опираться на свое собственное понимание (сюда относятся и другие подобные идеи наших дней), то этого недостаточно и никогда не будет достаточно.
Ибн Абдуль-Барр передает от Абу ад-Дарда, мудреца этой общины, что тот сказал:
«К знаниям человека относится то, чтобы он во всех своих поступках был вместе с обладателями знаний»[1].
И есть такое наставление:
«Будь рядом с факихом постоянно».
В «Ат-Тарих аль-кабир» Ибн Абу Хайсама (да помилует его Аллах) говорится:
«Абдуллах ибн Абу Муса ат-Тустари сказал: «Мне сказали: «Будь рядом с факихом, где бы ты ни был». И когда я был в Бейруте, то пришел к аль-Авзаи. И когда я был рядом с ним, то он меня расспросил обо мне, и я сказал, что сначала был зороастрийцем, а затем принял Ислам. И потом он спросил: «Отец еще живой?» И я сказал: «Да, он остался в Ираке. Зороастриец». Он спросил: «Собираешься ли ты вернуться? Может, ты сможешь наставить его на истинный путь». И я спросил: «Следует ли мне так сделать?» И он сказал: «Да». И я вернулся к своему отцу, и он был болен. И он спросил меня: «Сынок, какой религии ты придерживаешься?» И я рассказал, что принял Ислам. Тогда он сказал: «Расскажи о своей религии». И я ему рассказал об Исламе и его последователях, и тогда он сказал: «Я свидетельствую, что я принял Ислам». И потом он умер от этой болезни. Я похоронил его, а затем вернулся и рассказал аль-Авзаи об этом»».
Посмотрите, к каким результатам приводит наставление «будь рядом с факихом, где бы ты ни был» (то есть рядом с ученым).
Ибн Хиббан[2] пишет в биографии табиина Нуайма ибн Абдуллаха аль-Муджмира, что Малик сказал:
«Абу Нуайм посещал Абу Хурейру в течение двадцати лет», – то есть он был рядом с ним и посещал его уроки и собрания.
А еще Ибн Хиббан[3] пишет в биографии Хамида ибн Яхьи аль-Бальхи, одного из хафизов:
«Всю свою жизнь провел рядом с Ибн Уейной».
А из биографии Сабита аль-Бунани (да будет доволен им Аллах) известно, что он был рядом с Анасом ибн Маликом в течение сорока лет, как передается в «Ас-Сияр»[4] и в других книгах.
И передается от имама Малика, что он сказал:
«Один человек ходил к своему учителю в течение тридцати лет ради уроков», – как будто он имел в виду себя (да будет доволен им Аллах)[5].
Абу Нуайм[6] после этого сообщения передал иснад до Нафи’а ибн Абдуллаха, одного из учеников Малика:
«Я был рядом с Маликом в течение сорока лет (а в другой версии – тридцать пять лет)».
И эта научная этика переходила от саляфов к халяфам, и поэтому Ибн Нуджейм (умер в 970-м году) произнес слова, которые мы уже цитировали:
«Их смысл в том, чтобы на это знание не притязали те, кто не был постоянно рядом с ними, и в том, чтобы указать, что это знание можно обрести, только если постоянно обращаешься к шейхам и учишься у них».
Предыдущий урок
Часть 74. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 6
Следующий урок
Часть 76. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 8
Комментарии: 0
Правила форума