Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 3. Определение слова «разногласие»
Часть 3. Определение слова «разногласие»
С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод для сайта Azan.ru книги шейха Мухаммада Аввамы, х...
7 087
21 сентября, 15

Часть 3. Определение слова «разногласие»

7 087
21 сентября, 15

Имам Рагиб аль-Исфахани пишет в книге «Муфрадат аль-Куран»:


«Разногласие и расхождение – это когда каждый избирает свой путь, отличный от пути других, в состоянии и выражении [без раздоров и разобщения, на что указывает полный смысл слов Рагиба], однако, так как разногласие среди людей часто приводит к раздору и спорам, то [слово «разногласие»] стало аллегорически использоваться для обозначения разобщенности и споров.

Всевышний Аллах сказал:
 

«Но секты разошлись (ихталяфа) во мнениях между собой. Горе же неверующим, которые встретят Великий день!»[1]

 

«...Однако они не перестают вступать в противоречия»[2].


Слово «разногласие» в языковом значении не содержит указаний на разобщенность и раздор, но, оттого что люди не могут принять разногласие и их сердца не приемлют мнения, отличного от их собственного, разногласие приводит к раздорам и разобщенности. И в некоторых аятах Корана слово «разногласие» используется в этом значении.

Что касается слова «противоречие» (хиляф), то Рагиб аль-Исфахани далее говорит: «Слово «противоречие» имеет более общее значение, чем «противоположность», потому что все противоположности противоречат друг другу, но не все противоречия противоположны».

Например, черное и белое и противоположны друг другу и отличны друг от друга, но красное и зеленое отличаются друг от друга, но не противоположны друг другу, и поэтому слово «противоречие» имеет более общий смысл, чем «противоположность», потому что включает в себя как возможность противоположности, так и возможность различия без противоположности.
 
И Абу аль-Бака аль-Кафави, рахимахуллах, разъяснил различие между разногласием (ихтиляф) и противоречием (хиляф) в своей книге «Куллият»:
 
1) Разногласие – это когда пути различны, но цель одна, а противоречие (хиляф) – когда и путь, и цель различаются.

2) Разногласие – то, что основано на доказательстве, а противоречие – то, что не основано на доказательстве[3].

3) Разногласие – это следствие милости, а противоречие – следствие новшества (бидаа).

4) Если кадий вынесет решение на основе противоречия (хиляф) и этот же вопрос предстанет перед другим судьей, то он может отменить это решение, потому что противоречие наблюдается в таких вопросах, где не может быть иджтихада, и это то, что противоречит Корану, Сунне и иджме»[4].
 
Различие между разногласием и противоречием можно объяснить более современным выражением: разногласие – это различие в средствах, но единство в цели, а противоречие – это расхождение как в средствах, так и в целях.
 
И Рагиб аль-Исфахани сравнил это с «группой людей, которые идут в одном направлении, но при этом каждый идет своей дорогой, и это похвальное разногласие»[5].
 
А противоречие – это то, что содержит в себе разлад, споры и реальное расхождение, в то время как разногласие есть различие в выражениях, но не реальное разделение. И поэтому можно часто услышать, как ученые говорят: это разногласие (ихтиляф), но не противоречие (хиляф). Так происходит в случае, если разногласие словесное и два мнения можно объединить. И об этом также говорят: «Это разногласие в деталях, но не взаимоисключающее разногласие».
 
А также говорят о сильном противоречии – это реальное разногласие, или сущностное противоречие.
 

И именно в этом значении используется слово «противоречие» в выражении Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Противоречие (хиляф) – зло». А заявление, что между этими двумя значениями нет разницы, ошибочно.

 

[1] Сура «Марьям», аят 37.

 

[2] Сура «Худ», аят 118.

 

[3] На это разногласие указывает также автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» (4:331).

 

[4] Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» (4:329) говорит: «Кроме того, что противоречит Корану, когда нет разногласий среди саляфов в толковании этого аята, либо [то, что противоречит] известной сунне или иджме».

 

[5] «Аз-Зариа», с. 170.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков