Циклы Авторы Сортировка

Часть 59. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 19

3 077
20 апреля, 17
У Ибн Каййима есть очень важные слова на эту тему[1], где он говорит, что надо отстраняться от ошибок ученых, и я приведу начало этих слов.
 
И он разъяснил, как соотносить обязанность следовать за имамами, с одной стороны, и отстранение от мнений, которые нельзя у них перенимать, с другой.
 
И он говорит:
 
«Необходимы две вещи, и одна намного значительнее другой, и это наставление ради Аллаха, Его Посланника, Его Книги и Его религии, и очищение ее от ложных мнений, противоречащих тому, с чем Всевышний Аллах направил Своего Посланника.
 
Второе – это познание достоинства имамов Ислама, их положения, их прав и их ранга, а еще то, что их достоинства, знания и наставление ради Аллаха и Его Посланника не требуют принятия всего, что они сказали. А в некоторых их фетвах они сказали то, что сказали, потому что от них было скрыто то, что передавал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и они вынесли это решение на основе имеющегося у них знания.
 
И тот факт, что истина не совпадает с их мнением, не означает, что нужно полностью отказаться от их мнений в целом, принижать их или выступать против них. И эти две крайности отводят от цели, а истинный путь – между ними, но мы их не порицаем, хотя и не верим в их безгрешность. И к ним надо относиться так же, как и к сподвижникам, которые были до них.
 
И между этими двумя вещами нет противоречия[2] для того, кому Аллах раскрыл сердце для Ислама.
 
Но эти две вещи будут взаимоисключающими для одного из двух типов людей:
 
Для тех, кто не знает истинной сути Шариата, с которым был послан Пророк, солляллаху алейхи ва саллям. Но тот, кто знает Шариат, хорошо понимает, что благородный человек, у которого есть благое наследие для Ислама и к которому мусульмане относятся с почетом, может иногда совершить ошибку. И его за эту ошибку прощают, он даже получит награду за свой иджтихад, но этому мнению нельзя следовать, как нельзя и развенчивать его почетное положение имама и уничтожать его высочайший статус в сердцах мусульман».
 
Далее его крайне полезные слова продолжаются.
 
И я подробно остановился на этом, чтобы раскрыть [печальное] положение и практику тех, кто следует отвергнутым, слабым и редким мнениям, которые противоречат мнениям подавляющего большинства имамов мусульман с времен сподвижником и тех, кто  был после них на протяжении веков.
 
[Я подробно остановился на этом еще и] из страха, что люди, которые ради мирских целей используют религию, будут приводить эти отвергнутые мнения, обосновывая это тем, что мнения наших имамов всегда основаны на Коране и Сунне и что эти мнения всегда законны и имеют право на существование.
 
И я детально указал, что у некоторых из них были ошибки, выходящие за грань [Шариата], и что этим мнениям нельзя следовать и их не следует брать в расчет.
 
И лишь Аллах наставляет на [путь] истины.
 
[1] И`лям аль-мавакки’ин, 3:294 – и далее.
 
[2] То есть между возвеличиванием имамов, с одной стороны, и отказом следовать за их ошибками, с другой, нет противоречия. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков