ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 86. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 18
Аль-Мунави передает[1]:
«Аль-Бурхан аль-Бикаи сообщил, что один не-араб попросил его прочитать с ним какую-нибудь книгу, и он согласился, и тогда тот сел скрестив ноги, и он отказался читать перед ним, сказав, что тот нуждается больше в адабе, чем в знании, ради которого тот пришел».
От Шамса аль-Джавджари передается, что когда он начал учиться, то обошел самых известных ученых своей местности, но никто из них не восхитил его из-за его острого ума. И даже когда он пришел к шейху аль-Ислам Яхье аль-Мунави и сел рядом с ним, думая, что причислит его к остальным, [шейх аль-Ислам аль-Мунави] окликнул его: «У тебя очень мало адаба, и от тебя не будет никакого толка в учебе». И тогда он начал обучаться адабу, и через какое-то время перестал презирать людей, стал посещать его уроки и получил много знаний». Когда его нафс стал обучаться подобному адабу, он начал источать адаб выше этого и величественнее.
Сравни эти две истории с тем, что уже говорилось про имама Абу Ханифу и его учителя Хаммада, имам аш-Шафии и Малика, ар-Рабиа ибн Сулеймана и аш-Шафии, да будет Аллах доволен ими. В первых двух историях людей воспитывали, а у этих ученых адаб проявлялся естественно, без принуждения.
Можно удивиться: «Как же можно себя заставить следовать этому адабу?» Дело в том, что такой адаб рождается не за час – это итоги долгих и трудных испытаний и борьбы. Если простоватый сельский житель приедет в развитый город с небоскребами, они поразят его и он будет думать: «Как же они стоят и не падают?» Но если ему объяснить, что за этими высокими строениями стоят изучение и анализ и лишь потом их последовательно строят, то его первоначальное удивление постепенно уйдет. Так и адаб этих людей – вершина их пути. Да будет Аллах ими доволен.
Духовные наставники из числа наших ученых часто говорили:
«Все достижения получены только через адаб, а все потери – лишь из-за плохого адаба».
Об этом и сказал автор «Таалим аль-мутаалим»[2]:
«Дошли до того, до чего дошли, только из-за уважения, а пропавшие пропали только из-за отсутствия уважения».
И в этом разделе он передал очень много высказываний, без которых нельзя обойтись.
И еще обратитесь к «Тазкира ас-сами’» Ибн Джамаа, «Аль-Джами’ лиадаб ар-рави и ахляк ас-сами» Хатыба аль-Багдади и к разделам «Адабы студента и мухаддиса» во всех книгах по науке хадис. И мы просим у Аллаха тауфик для всего благого.
Предыдущий урок
Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17
Следующий урок
Часть 87. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 19
Комментарии: 0
Правила форума