Часть 17. Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фуру), часть 8
В риваяте аз-Зубейра ибн Баккара[1] Малик сказал Абу Джа`фару: «В сердцах жителей каждой из стран уже установилось то, во что они верят, и то, что они практикуют, а отдалить массы от этого крайне сложно». Также посмотрите примечание имама аль-Кавсари к этому.
И имам Малик сказал ему: «Что касается Магриба, то у тебя нет нужды в этом. Что касается Шама, то там есть аль-Авзаи, а что касается жителей Ирака, то это жители Ирака».
Учеников имама Малика стало много по всему Магрибу, и поэтому он сказал: «У тебя нет нужды в этом». Что касается Шама, то там есть муджтахид, которым там довольны, и поэтому не нужно притеснять его там, напротив, надо оставить людям их мазхаб.
Также передается в «Аль-Хилья»[3]: «Ар-Рашид советовался со мной о трех вещах. Одной из них было объединение людей вокруг «Муватта». И он ответил: «Сподвижники Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, разошлись в частных вопросах и разошлись по разным странам. И каждый прав для самого себя»[4].
Также в книге «Ар-Руват от Малика» аль-Хатыба: «Ар-Рашид сказал: «О Абу Абдуллах, мы напишем эти книги и разошлем их по разным исламским странам, объединим умму вокруг этого!»
И Малик сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, разногласие ученых – это милость от Аллаха для этой уммы. И каждый следует тому, что достоверно для него. И каждый на истинном пути! И каждый стремится к Аллаху!»[5]
Также передается в «Аль-Хилья»[6]: «Аль-Маъмун спросил Малика ибн Анаса: «Я хочу объединить людей вокруг «Аль-Муватта» так же, как Усман объединил людей вокруг Корана». И Малик сказал ему: «Ты не сможешь этого сделать! Ведь сподвижники Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, отправились в разные страны после него, передавая хадисы. И у каждой страны есть знание»».
Но Кади Ияд сказал[7]: «Малик не застал правление аль-Маъмуна, ведь он ушел из жизни раньше. Упоминание аль-Маъмуна – это ошибка».
[2] 1:193; см. подобное также в «Ас-Сияр» (8:78).
[3] 6:322.
[4] И в «Джазиль аль-мавахиб» имама ас-Суюты сказано: «И каждый прав». Имам аз-Захаби сказал в «Ас-Сияр» (8:98): «Иснад хороший, но, возможно, передатчик ошибся в слове «Харун». И я говорю: возможно, правильный вариант – это «аль-Махди», потому что подобная история также приводится в «Тартиб аль-мадарик» (1:214) от аль-Махди, хотя Ибн Таймийя упоминает эту историю в двух местах, возводя ее к ар-Рашиду. См. «Маджму аль-фатава» (30:89) и «Аль-Фатава аль-Кубра» (5:18).
[5] Кашфу аль-Хафа аль-Аджлуни, 1:56 №153.
[6] 6:331.
[7] Тартиб аль-мадарик, 1:209.
Комментарии: 0
Правила форума