Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 4. Область разногласий, часть 1
Часть 4. Область разногласий, часть 1
С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод для сайта Azan.ru книги шейха Мухаммада Аввамы, х...
4 869
1 октября, 15

Часть 4. Область разногласий, часть 1

4 869
1 октября, 15

Существует множество областей, где возможны разногласия и противоречия. И если выразить обилие разногласий на языке поэзии и литературы, то можно сказать, что областей разногласий столько, сколько и людей.

 
Имам Шафии, рахимахуллах, очень кратко и содержательно высказался об одной из причин, по которой разногласия носят такой массовый характер: «И если есть область для суждения, то в нем всегда разойдутся», – иными словами, если в каком-то вопросе есть место для суждения и личного мнения, то всегда будут разногласия, разные мнения и расхождения в понимании.
 
И суждение, о котором здесь идет речь, Рагиб аль-Исфахани выразил следующим образом:
 
«Суждение – это убеждённость сердца в одной из двух противоположных вещей на основе обоснованного суждения (галябату-з-занн)».
 
Ибн аль-Каййим также пишет в книге «Илям аль-Муваккиин»:
 
«То, что решает сердце после размышлений, анализа и стремления познать истину в вопросах, где доказательства расходятся».

Аль-Баджи в «Аль-Минхадж фи тартиб аль-хиджад» тоже дал следующее определение:
 
«Выяснение правильного решения в вопросах, которые ясно не упомянуты в текстах [Корана и Сунны]».
 
Также аль-Баджи сказал в другой книге, «Ихкам аль-фусуль»:
 
«Убежденность в правильном решении в вопросах, которые ясно не упомянуты в текстах».
 
А имам аль-Харамейн сказал в книге «Аль-Кафия фи аль-джадаль»[1]:
 
«Суждение – это стремление к истине через размышление либо выяснение правильного итога».
 
И наш шейх, Абдуль-Фаттах Абу Гудда, рахимахуллах, сказал, приведя нам эти три определения:
 
«И более правильным будет сказать: «Это предположение об истинности решения и его предпочтительности (руджхан) в вопросах, которые ясно не указаны в текстах [Корана и Сунны]»».
 
Существуют тонкие нюансы различий между этими определениями, но сущностного различия нет. Определение же имама аль-Харамейн о том, что суждение – это выяснение правильного итога, подходит для общего определения суждения, будь то иджтихад в вопросах Шариата или другая область.
 
И это похоже на определение, данное ас-Саляхом ас-Сафади в его толковании «Лямият аль-аджам»[2]:
 
«Это размышления об основах вещей, анализ итога и знание о том, в чем будет результат в виде ошибки или истины». И затем он привел мнение Али, да будет доволен им Аллах: «Суждение пожилого человека лучше опыта подростка»[3].
 
Мнение ученого по какому-либо вопросу после анализа доказательств называется суждением (раъй), потому что это то, к чему он пришел и в чем он уверен после проявления усердия и прикладывания усилий к поиску истины. Но при этом он не убежден до конца, потому что знает, что доказательства, на которые он опирался, не несут однозначной убежденности (кат`ии), и они могут быть истолкованы по-разному, и из них могут различные предположения. Поэтому саляф высказывали мнения, к которым они пришли и склонялись, так: «Мое суждение в этом такое-то», – или: «Мне больше нравится следующее», – или: «Это мне неприятно», – но не использовали формы однозначных утверждений об обязательности или запретности[4].
 
Так же обстоит дело и с другим ученым, который в этом вопросе пришел к иному выводу: его мнение называется суждением или мазхабом.
 
Это не касается ситуации, когда мнение одного из них основывалось на однозначном доказательстве, которое не было известно другому ученому. Но такое крайне редко случается при разногласиях в исламском фикхе, потому что большая часть вопросов фикха основана на суждении и доказательствах, которые не являются однозначными (занний), следовательно, там есть простор для суждений.


Речь в этой книге пойдет не о заблуждениях, не о разногласиях между религиями, будь то следование религии или отказ от религий вообще, не о различных течениях и общественных партиях, но мы будем говорить только об одной области разногласий, и мы просим у Аллаха помощи и поддержки в этом.

 

[1] С. 58.

 

[2] 1/63.

 

[3] 1/83.

 

[4] К этому, ввиду академической точности, с одной стороны, и крайней осторожности, с другой, относится разделение ханафитами шариатских решений (ахкам) на фард, ваджиб, макрух танзихи, макрух тахрими и харам. Прим. Абу Али аль-Ашари.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков