ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 80. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 12
[Имам аш-Шатыби] перечисляет качества полноценного ученого[1]:
«Достигшего этого уровня называют «ар-раббани», «аль-хаким», основательным в знаниях, ученым, факихом, обладателем разума, поскольку он обучает малым и крупным темам и поступает с каждым так, как тот заслуживает».
И так появилась идея составлять небольшие начальные тексты, которые называются матнами: их составляли для начинающих, которые после освоения этих текстов переходили к более длинным и так далее. Наши ученые составляли эти краткие тексты, не описывая доказательства, когда люди уже жили в отдалении от Корана и Сунны.
И по причине, которую мы уже указали, эти краткие тексты ограничены основными темами без чрезмерной детализации, без перечисления множества точек зрений в рамках одного мазхаба либо мнений других мазхабов, без разбора доказательств и длинных дискуссий, и они написаны простым и понятным языком.
И когда студент осваивал этот текст, то переходил к его толкованию, где уже находил различные мнения и их сопоставление, доказательства и дискуссии вокруг них, и толкования написаны сложно.
И мы вначале думали, что толкования к матнам составлены для облегчения и обращались к ним для понимания слов матна, но замечали, как они сложны. Ведь они и написаны с этой целью, то есть для перечисления доказательств и чтобы студент переходил со своего уровня на более высокий. Воспитание учителями своих студентов на основе этого метода - это база получения глубоких и обширных знаний. И все это связано с темой, о которой мы говорили, то есть о получения знаний от учителей.
И если Всевышний Аллах облегчит это студенту, то его знания в итоге станут крепкими с дозволения Всевышнего Аллаха. А если он не получит этого, то будет в невероятном убытке, даже если станет известен, его постоянно будут упоминать, а имя его засверкает.
Отвергаемые мнения столь массово распространились в наши дни, именно потому что те, кто говорит о них, не знают на практике, что значит получать знания у учителей и получать их постепенно.
И поэтому ты видишь, как юноша, который только начал изучать религию, начинает с чтения книги «Субуль ас-салям»[2], а на второй день переходит к «Нейль аль-автар»[3], а на третий – к «Аль-Мухалле»[4].
Что же у него останется из знаний и основных источников?! Как он сможет воспитать в себе уважение к тем, кто имеет отличное от него мнение, когда в «Аль-Мухалле» трудно найти страницу без ругани и порицаний в адрес имамов?! Как он сможет воспитать в себе страх перед выходом за рамки четырех мазхабов, да даже хоть сорока, когда он читает в «Нейль аль-автар», что единогласное мнение ученых (иджма) порицается, как и те, кто ему следует?! И он читает многое другое в этих трех книгах, что поддерживает отвергаемые мнения[5].
[1] Аль-Мувафакат, 4:232.
[2] Одно из толкований человека, не следующего мазхабу, книги «Булюг аль-марам». При. Абу Али.
[3] Книга аш-Шавкани, посвящённая сравнительному фикху. Прим. Абу Али.
[4] Книга Ибн Хазма по фикху. Прим. Абу Али.
[5] Сюда можно также добавить, что изучение фикха заменили изучением мухтасаров в области хадиса, таких как «Умдат аль-ахкам» и «Булюг аль-марам», которые изначально были написаны как дополнение для изучающего фикх, а не как замена фикху. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 79. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 11
Следующий урок
Часть 81. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 13
Комментарии: 0
Правила форума