Циклы Авторы Сортировка

Часть 80. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 12

2 257
23 октября, 17
[Имам аш-Шатыби] перечисляет качества полноценного ученого[1]:
 
«Достигшего этого уровня называют «ар-раббани», «аль-хаким», основательным в знаниях, ученым, факихом, обладателем разума, поскольку он обучает малым и крупным темам и поступает с каждым так, как тот заслуживает».
 
И так появилась идея составлять небольшие начальные тексты, которые называются матнами: их составляли для начинающих, которые после освоения этих текстов переходили к более длинным и так далее. Наши ученые составляли эти краткие тексты, не описывая доказательства, когда люди уже жили в отдалении от Корана и Сунны.
 
И по причине, которую мы уже указали, эти краткие тексты ограничены основными темами без чрезмерной детализации, без перечисления множества точек зрений в рамках одного мазхаба либо мнений других мазхабов, без разбора доказательств и длинных дискуссий, и они написаны простым и понятным языком.
 
И когда студент осваивал этот текст, то переходил к его толкованию, где уже находил различные мнения и их сопоставление, доказательства и дискуссии вокруг них, и толкования написаны сложно.
 
И мы вначале думали, что толкования к матнам составлены для облегчения и обращались к ним для понимания слов матна, но замечали, как они сложны. Ведь они и написаны с этой целью, то есть для перечисления доказательств и чтобы студент переходил со своего уровня на более высокий. Воспитание учителями своих студентов на основе этого метода - это база получения глубоких и обширных знаний. И все это связано с темой, о которой мы говорили, то есть о получения знаний от учителей.
 
И если Всевышний Аллах облегчит это студенту, то его знания в итоге станут крепкими с дозволения Всевышнего Аллаха. А если он не получит этого, то будет в невероятном убытке, даже если станет известен, его постоянно будут упоминать, а имя его засверкает.
 
Отвергаемые мнения столь массово распространились в наши дни, именно потому что те, кто говорит о них, не знают на практике, что значит получать знания у учителей и получать их постепенно.
 
И поэтому ты видишь, как юноша, который только начал изучать религию, начинает с чтения книги «Субуль ас-салям»[2], а на второй день переходит к «Нейль аль-автар»[3], а на третий – к «Аль-Мухалле»[4].
 
Что же у него останется из знаний и основных источников?! Как он сможет воспитать в себе уважение к тем, кто имеет отличное от него мнение, когда в «Аль-Мухалле» трудно найти страницу без ругани и порицаний в адрес имамов?!  Как он сможет воспитать в себе страх перед выходом за рамки четырех мазхабов, да даже хоть сорока, когда он читает в «Нейль аль-автар», что единогласное мнение ученых (иджма) порицается, как и те, кто ему следует?! И он читает многое другое в этих трех книгах, что поддерживает отвергаемые мнения[5].
 
[1] Аль-Мувафакат, 4:232.
 
[2] Одно из толкований человека, не следующего мазхабу, книги «Булюг аль-марам». При. Абу Али.
 
[3] Книга аш-Шавкани, посвящённая сравнительному фикху. Прим. Абу Али.
 
[4] Книга Ибн Хазма по фикху. Прим. Абу Али.
 
[5] Сюда можно также добавить, что изучение фикха заменили изучением мухтасаров в области хадиса, таких как «Умдат аль-ахкам» и «Булюг аль-марам», которые изначально были написаны как дополнение для изучающего фикх, а не как замена фикху. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков