Циклы Авторы Сортировка

Часть 39. Этика разногласий: примеры из жизни имамов, часть 9

2 052
25 февраля, 16

В Лучезарной Медине в одно время жили три человека: Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Абу Саляма ибн аль-Маджишун (умер в 164-м г.), Абдуль-Азиз ибн Абу Хазим Саляма ибн Динар аль-Махзуми (умер. в 184-м г.), который был другом и учеником Ибн аль-Маджишун, и имам Малик (умер. в 179-м г.).
 

 

 

В «Аль-Ма’рифа уа тарих» Якуба ибн Суфьяна[1] [передается] от имама Ахмада:

«Абдуль-Азиз, то есть Ибн аль-Маджишун,  высказывался против Малика», – но, несмотря на это в вышеупомянутом источнике приводится следующая история[2]:

«Ибн Абу Хазим был учеником Ибн Абу Салямы и был привязан к нему. И, когда за Ибн Абу Салямой послали и перевели его в Ирак, Абдуль-Азиз ибн Абу Хазим сказал: «Я сказал Абдуль-Азизу ибн Абу Саляме: «Ты знаешь мою любовь к тебе и привязанность. И, пока тебя не будет в Медине, я хочу, чтобы ты дал мне совет, у кого мне учиться и рядом с кем мне быть?» И он сказал мне: «Я не знаю, к кому тебя отправить, кроме этого аль-Асбахи Малика ибн Анаса». И я сказал ему: «Как ты велишь мне отправиться к нему учиться, когда ты знаешь, как далеки мы от него?!» И Ибн Саляма сказал: «Если ты хочешь получать знания у него ради него, то не надо; но если ты хочешь это делать для себя, чтобы извлечь пользу, то делай это».

Ибн Абу Хазим сказал: «Когда Ибн Абу Саляма ушел, то я пошел на утренний намаз и совершил его рядом с Маликом. И, когда рассвело и я был справа от него, он посмотрел на мое лицо и увидел меня. И он спросил: «Твой учитель ушел?» Я сказал: «Да, о Абу Абдуллах». И он замолчал и ничего больше не сказал»[3].

Еще один пример объективности – история, которую имам аз-Захаби[4] привел в биографии Аффана ибн Муслима ас-Саффара:

«Аль-Фаллас сказал: «Я видел, как однажды Яхья аль-Каттан передавал хадис, и Аффан сказал ему: «Этот хадис передается не так».
 
И на следующий день, когда я пришел к Яхье, он сказал: «Хадис передается так, как сказал Аффан. И я прошу у Аллаха, чтобы хадисы у меня не противоречили тому, что у Аффана».
 
И я [то есть аз-Захаби] [говорю]: Такими были ученые! Посмотри на себя, нищий, как ты отличаешься от них!»
 
Одна из важнейших обязанностей перед истиной – чтобы ученые не скрывали никаких знаний, которыми они обладают, поскольку к признакам заблудших относится то, что они скрывают то, что против них, и приводят только то, что в их пользу.
 
Имам ад-Даракутни[5] передает с иснадом до Вакиа ибн аль-Джарраха:
 
«Обладатели знания рассказывают то, что в их пользу, и то, что против них, а заблудшие приводят лишь то, что в их пользу».
 
Но это касается случая, если задача исследователя заключается в том, чтобы охватить весь вопрос и перечислить все, что с ним связано, подтверждая или опровергая, однако человек не обязан всегда и везде в любом вопросе упоминать все, что связано с темой.
 
И каждый студент знает, что автор не обязан приводить все мнения и точки зрения по каждому вопросу, о котором он пишет. Поэтому, если он приводит только то, чем доволен, этот факт никак не умаляет доверие к нему и это не признак заблудших.
 

Исследователю не обязательно передавать все из книги, которую он цитирует в связи с какой-то темой. Например, если человек приводит какое-то толкование хадиса из «Фатх аль-Бари», которым он доволен, но не приводит оттуда все точки зрения, это не будет искажением, или игрой с цитатами, или чем-то еще, что можно назвать грубо.

 

________________________

 

[1] 1:429.

 

[2] 1:685.

 

[3] В «Табакат» ас-Субки (6:253) в биографии имама аль-Газали приводятся очень важные слова имама ас-Субки об объективности. Их следует перечитать много раз!

 

[4] Ас-Сияр, 1:249.

 

[5] Сунан, 1:26.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков