Циклы Авторы Сортировка

Часть 44. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 2

3 661
14 марта, 16

И следующий вопрос: если разногласие в частных вопросах фикха – это зло, то ты[1] обязан призывать умму отстраниться от каждого малого или большого разногласия, но ты же не призываешь к этому!
 

 

 

А еще ты сказал в «Ас-Сильсиля ад-даифа», приведя эти слова: «И это, то есть отсутствие разногласия, возможно в большинстве областей, и обязательно отстраняться от них, насколько возможно».
 
Также ты сказал в предисловии к книге ас-Санаани «Раф’аль-астар»[2]:
 
«Обладатели знания обязаны стараться в каждой стране и в каждом городе уменьшить это, насколько возможно. И это возможно лишь при обращении за решением к Корану и Сунне в каждом спорном вопросе»[3].
 

И либо смысл этих слов – в том, чтобы привести людей к мазхабу одного человека или к одному мазхабу, а это безумие и заблуждение, как уже растолковано, либо это признание законности малого числа разногласий, то есть признание законности зла в малом объеме! Но много или мало, какая разница?![4]

 

_________________

 

[1] В данном случае шейх Аввама полемизирует с Насером Албани, который считал, что разногласие в фикхе – это зло и разделяет умму.

 

[2] С. 48.

 

[3] Читателю очевидно, что из этих слов следует то, что имамы не обращались в спорных вопросах за решением к Корану и Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

 

И я вижу итог того, что ты открыл людям двери для обращения за каждым решением к Корану и Сунне в каждом вопросе, где есть разногласия: они стали смутой и безумием.

 

Еще один результат – слова человека, который вырос на твоих книгах или книгах твоей школы, который написал на форуме «Ахль аль-хадис» в защиту моего издания «Мусаннаф» Ибн Абу Шейба, и потом добавил: «Между мной и Аввамой нет ничего хорошего, о чем можно было бы рассказать. Этот человек следует ханафитскому мазхабу, а я обычный мусульманин, и моя религия никак не связана ни с кем из людей, но это религия Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), который был имамом для первых и последних».

 

И я, во-первых, хочу спросить: «Неужели под следованием за кем-то тут имеется в виду что-то, кроме следования за Абу Ханифой, аш-Шафии, Маликом и Ахмадом?!» И ответом будет: «Именно это и имеется в виду». Разве слова этого человека не значат то же, на что указывают слова этого горе-муджтахида, порицающего имамов?! Разве подобные слова не выводят исламскую умму, которая следует четырем мазхабам в течение тысячи двухсот лет, из религии Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)?!

 

И его слова «между мной и Аввамой нет ничего хорошего, о чем можно было бы рассказать» подтверждают это. Если он считает, что ханафит или сторонник другого мазхаба следует религии Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), то зачем он так сказал?! Ведь иначе он должен бы знать, что между ним и мной величественные узы исламского братства, которым Всевышний Аллах связал нас словами: «Поистине, верующие – братья».

 

И эти слова напомнили мне то, что говорится в «Тарих Багдад» [11:266] в биографии Абу Хафса ибн Шахина, автора книг «Ас-Сикат» и «Ан-Насих ва аль-мансух»:

 

«Ибн Шахин был обычным шейхом [то есть обычным передатчиком], который делал грамматические ошибки и не имел никаких знаний в фикхе: ни больших, ни малых. И когда упоминали какой-то мазхаб, например, мазхаб аш-Шафии или другой, то он говорил: «Я следую мазхабу Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)». И однажды я увидел его рядом с Абуль-Хасаном ад-Даракутни, но Абу Хафс ибн Шахин не проронил ни слова из уважения и страха перед тем, что ошибется перед Абуль-Хасаном».

 

И, несмотря на это, в его словах нет такой грубости и невежества, как в этом «мухаммади».

 

[4] Шейх, хафизахуллах, имеет в виду, что если разногласия в фикхе – это зло, то оно должно быть устранено полностью, вне зависимости от того, много его или мало. Да и кто будет определять, какое разногласие относится к малому количеству, а какое – к большому? Иными словами, сам аль-Албани признает, что невозможно полностью устранить разногласия, а если их невозможно устранить полностью, то они имеют естественную природу и не будут злом. Прим. Абу Али.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков