Часть 22. Условия законного разногласия, часть 3
Имам аль-Миззи, рахимахуллах, в «Тахзиб аль-Камаль» писал в биографии Сабита ибн ад-Даххака ибн Умая аль-Ансари аль-Хазраджи: «Если каждый, кто не имеет знания, молчал бы, то он бы дал другим покой и сам был бы в покое. И так было бы мало ошибок и много правильного».
В «Сияр алям ан-нубаля»[6] в биографии имама и факиха Куфы, аль-Хакама ибн Утейба, рахимахуллах, от Ибн Абу Лейлы [передается]: «Аш-Ша`би говорил: «Что говорят эти банкроты? И что говорят люди, то есть аль-Хакам?»»
Иными словами, он писал об аль-Хакаме из-за величия его знаний как о том, кто относится к людям, а тех, кто надевает одежду ученых, не имея на то права, он назвал банкротами.
Также имам аш-Ша`би дал им другое прозвище. В «Мусаннаф Абдур-Раззак»[7] передается, что кто-то спросил аш-Ша`би о чем-то, и он сказал: «Что мафалик говорят об этом?».
Имам аль-Хаттаби сказал в «Гариб аль-хадис»[8] после этих слов: ««Мафалик» – это множественное число от слова «мифляк», и это человек, у которого нет денег. И он сравнил с ними людей, у которых нет знаний и глубины понимания в фетвах».
[1] Есть несколько возможных толкований этих слов. Первое толкование заключается в том, что Абу Саляма, когда задавал этот вопрос, был еще несовершеннолетним, поэтому этот вопрос его еще не касался, и из-за этого Аиша, да будет доволен ею Аллах, сравнила его с цыпленком. Другое толкование: Абу Саляма слышал, как все задают этот вопрос, и решил тоже его задать. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.
[2] Муватта, 1:78.
[3] 1:97.
[4] Нихая, 3:31.
[5] И также в наше время из-за распространения интернета многие стали слыть большими знатоками религии, поэтому истинное знание человека можно понять, когда говоришь с ним лицом к лицу, когда он не может «погуглить» какой-то вопрос, а вынужден говорить на основе своих знаний. Пусть Аллах защитит нас. Прим. Абу Али.
[6] 5:211.
[7] 4:197.
[8] 3:117.
Комментарии: 0
Правила форума