Циклы Авторы Сортировка

Часть 22. Условия законного разногласия, часть 3

2 168
14 декабря, 15

Имам аль-Миззи, рахимахуллах, в «Тахзиб аль-Камаль» писал в биографии Сабита ибн ад-Даххака ибн Умая аль-Ансари аль-Хазраджи: «Если каждый, кто не имеет знания, молчал бы, то он бы дал другим покой и сам был бы в покое. И так было бы мало ошибок и много правильного».
 

Имам Малик передает от Абу Салямы ибн Абдур-Рахмана ибн Ауфа, да будет Аллах доволен ими обоими, который сказал: «Я спросил Аишу, да будет Аллах доволен ею, жену Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Что требует полного омовения (гусль)?» И она сказала: «Знаешь, на кого ты похож, Абу Саляма? Ты похож на цыпленка, который услышал кукареканье петуха и решил покукарекать вместе с ним[1]. Когда половые органы входят друг в друга, то это требует полного омовения»»[2].
 
Аль-Баджи говорит в «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта»[3] следующее: «Вероятно, он был несовершеннолетним, но стал задавать вопросы о половой близости, [ответы на] которые он не может понять, потому что не достиг соответствующего возраста или, возможно, потому что еще не достиг уровня знаний, когда ему позволительно говорить об этом».
 
А имам Амир аш-Ша`би, рахимахуллах, дал другое прозвище банкротам знания, которые прикидываются его обладателями. Ибн аль-Асир сказал: «В хадисе аш-Ша`би [передается]: «И оставь то, что говорят эти банкроты – это те, кто входит на рынок, не имея никаких собственных денег, но, когда кто-то из торговцев что-то покупает, они пытаются влезть в эту сделку. Также сказано, что это обозначает тех, у кого нет знаний, то есть, как у таких торговцев нет своих денег, у этих людей нет знаний» [4].
 
Эти люди хотят торговать за чужой счет, но сами в реальности банкроты[5].

В «Сияр алям ан-нубаля»[6] в биографии имама и факиха Куфы, аль-Хакама ибн Утейба, рахимахуллах, от Ибн Абу Лейлы [передается]: «Аш-Ша`би говорил: «Что говорят эти банкроты? И что говорят люди, то есть аль-Хакам?»»

Иными словами, он писал об аль-Хакаме из-за величия его знаний как о том, кто относится к людям, а тех, кто надевает одежду ученых, не имея на то права, он назвал банкротами.

Также имам аш-Ша`би дал им другое прозвище. В «Мусаннаф Абдур-Раззак»[7] передается, что кто-то спросил аш-Ша`би о чем-то, и он сказал: «Что мафалик говорят об этом?».
 

Имам аль-Хаттаби сказал в «Гариб аль-хадис»[8] после этих слов: ««Мафалик» – это множественное число от слова «мифляк», и это человек, у которого нет денег. И он сравнил с ними людей, у которых нет знаний и глубины понимания в фетвах».

 

__________________________


 

[1] Есть несколько возможных толкований этих слов. Первое толкование заключается в том, что Абу Саляма, когда задавал этот вопрос, был еще несовершеннолетним, поэтому этот вопрос его еще не касался, и из-за этого Аиша, да будет доволен ею Аллах, сравнила его с цыпленком. Другое толкование: Абу Саляма слышал, как все задают этот вопрос, и решил тоже его задать. Аллах знает лучше. Прим. Абу Али.

 

[2] Муватта, 1:78.

 

[3] 1:97.

 

[4] Нихая, 3:31.

 

[5] И также в наше время из-за распространения интернета многие стали слыть большими знатоками религии, поэтому истинное знание человека можно понять, когда говоришь с ним лицом к лицу, когда он не может «погуглить» какой-то вопрос, а вынужден говорить на основе своих знаний. Пусть Аллах защитит нас. Прим. Абу Али.

 

[6] 5:211.

 

[7] 4:197.

 

[8] 3:117.

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков