ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Цикл завершен
Часть 31. Этика разногласий: примеры из жизни имамов, часть 1
С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод для сайта Azan.ru книги шейха Мухаммада Аввамы, х...
Часть 31. Этика разногласий: примеры из жизни имамов, часть 1
[Можно привести] очень много примеров из жизни наших имамов на четыре вида принятия разногласий в расчет. Следует указать на некоторые из них.
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, как и другие ученые, написал книгу на тему сражений Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) («Ас-Сияр»). Когда имам аль-Авзаи увидел эту книгу, то нашел в ней то, с чем был не согласен, и написал свою книгу «Ас-Сияр», где опровергал то, с чем был не согласен в книге Абу Ханифы. А потом Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, увидел книгу имама аль-Авзаи и написал книгу в опровержение, которая издана под названием «Ар-Радд аля ас-Сияр аль-Авзаи».
Затем имам аш-Шафии ознакомился с книгой имама Абу Юсуфа и написал отдельную книгу на эту тему, опровергая в ней то, в чем был не согласен с Абу Юсуфом, и эта книга издана как часть книги «Аль-Умм».
И это никак не портило их отношений друг к другу, за исключением слов имама аль-Авзаи, [но у этой истории] есть продолжение, которое Абдуллах ибн Мубарак поведал с присущей ему мудростью и которое аль-Хатыб передал в «Тарихе»[1]:
«Абдуллах ибн Мубарак сказал:
«Я приехал в Шам к аль-Авзаи и встретил его в Бейруте, и он сказал мне: «О хорасанец, кто этот куфийский сторонник новшеств по имени Абу Ханифа?» И я вернулся домой и выбрал из книг Абу Ханифы самые интересные вопросы – и это заняло у меня три дня. Я пришел на третий день, аль-Авзаи был муаззином и имамом мечети, а книга была у меня в руках.
И он спросил: «Что это за книга?» И я отдал ее ему, и он взглянул на один из вопросов, который был помечен словами: «Ан-Нуман сказал». Он так и продолжал стоять после азана, пока не прочитал значительную часть книги, а потом засунул книгу в рукав, прочитал икамат и совершил намаз, а затем вынул книгу и продолжил читать ее, а затем сказал: «О хорасанец, а кто этот ан-Нуман ибн Сабит?» И я сказал: «Это шейх, которого я встретил в Куфе».
И он сказал [в ответ] на это: «Он благороднейший шейх. Иди к нему и дальше получай у него знания».
И тогда я ему сказал: «Это Абу Ханифа, от которого ты предостерегал»».
Хафизуддин аль-Кардари в «Манакиб» добавил из другого риваята этой истории слова самого Ибн аль-Мубарака:
«Затем мы встретились в Мекке, и я увидел, как аль-Авзаи беседует с Абу Ханифой об этих вопросах, и имам раскрывал ему больше того, что я записал, а когда они разошлись, то я сказал аль-Авзаи:
И он сказал:
- «Я завидую белой завистью этому человеку из-за обилия его знаний и совершенства его разума. И я прошу у Аллаха прощения, так как я явно ошибался. Будь рядом с этим человеком, потому что он отличается от того, что мне говорили о нем»».
О читатель, посмотри на эту историю и поразмысли над ней: если бы люди [встречались и] садились рядом, то увидели бы, что [обычно] человек не таков, как его описывают другие[3].
[1] 13:338.
[2] Иными словами: «Ты предостерегал меня от него, а теперь, после общения с ним, что скажешь о нем?» Прим. Абу Али.
[3] Поэтому крайне важно отличать оценочное суждение от реальности. И нужно учитывать исторический контекст, понимая, что иногда люди критикуют вследствие некого политического разногласия или расхождения в частном вопросе. Поэтому шейх Абдуль-Фаттах и шейх Аввама часто пишут, что студент должен глубоко понимать историю и хорошо в ней разбираться, чтобы правильно оценивать ту или иную критику в адрес того или иного человека. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 30. Этика, часть 4
Следующий урок
Часть 32. Этика разногласий: примеры из жизни имамов, часть 2
Комментарии: 1
Правила форума