ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 68. Третье сомнение, часть 5
Я хотел привести другой пример наподобие слов Ибн Абу Зиъба, считая, что эта история не достоверна, но когда я понял, что он все-таки сказал эти слова, то засомневался, стоит ли тогда их приводить, но решил все же привести пользы ради и от нужды в постоянных дополнительных примерах.
Затем я прочитал слова Ибн Абдуль-Барра, рахимахуллах, в «Аль-Истизкар»[1]:
«Мы разъяснили, что Умар ибн Абдуль-Азиз и Мугира ибн Шу’ба не знали о приходе Джибриля для установления времен намазов, в книге «Тамхид». И они считали, что это относится к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, потому что не было аята, который разъяснял бы это и устранял неясность. И если бы насчет этого был аят, то Умар ибн Абдуль-Азиз не мог бы не знать его. И получилось так, что они были не осведомлены о многих вещах, переданных в Сунне».
И я крайне удивился этим словам: что же случилось с адабом Ибн Абдуль-Барра к предшествующим ученым, описанным в его книге «Джами баян аль-ильм» и «Аль-Интика», что он счел сподвижника и табиина невежественными?!
Хотя Умар ибн Абдуль-Азиз и табиин, его знания от этого не стали меньше, чем у известных сподвижников, что известно.
В библиотеке «Аль-Махмудия» в Лучезарной Медине есть книга «Аль-Имляъат аляль-Муватта» Абу Тахира ас-Силяфи, но, на самом деле, это копия «Аль-Истизкар». И когда ученики Абу Тахира попросили, чтобы он продиктовал какой-то комментарий к «Муватте», он выбрал эту книгу, составив к ней предисловие в виде биографии Ибн Абдуль-Барра, а затем продиктовал им этот шарх.
И я по своим нуждам изучал некоторые места в этой рукописи, а затем решил посмотреть там, что говорится в вышеуказанном отрывке, и нашел, что это место там идет по другому, а именно:
«И я разъяснил то, что оказалось скрыто от Умара ибн Абдуль-Азиза и Мугиры… От них скрылось… И если бы насчет этого был аят, то от Умара ибн Абдуль-Азиза это не скрылось бы… и от многих из них оказались скрытыми некоторые части Сунны», – и в этой рукописи слова «невежество» там не употреблялось.
Посмотрите на огромную разницу между этими двумя цитатами!
Я рассказал об этом, потому что, если бы читатель не нашел этих слов Ибн Абдуль-Барра, то счел бы его человеком, который грубо отзывается о саляфах, позволяя себе называть их невежественными. А если бы порицали того, кто так их называет, он говорил бы: «А что тут такого?! И те, кто был до меня, так говорили!»
Мы просим у Аллаха, чтобы он наделил нас полезным знанием!
И, если бы эти слова действительно принадлежали Ибн Абдуль-Барру, тот факт, что ас-Силяфи их изменил, нес бы в себе огромный урок – что нужно грубые и черствые слова менять на более подобающие, такие, в которых соблюден адаб.
[1] 1:36.
Предыдущий урок
Часть 67. Третье сомнение, часть 4
Следующий урок
Часть 69. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 1
Комментарии: 0
Правила форума