Циклы Авторы Сортировка

Часть 76. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 8

3 123
21 сентября, 17
И если человек не получал знаний у ученых, не находился рядом с ними долгое время и не украсил себя их адабом, то откуда такой человек может знать о ценности ученых?
 
И поэтому не нужно удивляться тому, что он в своих речах и словах иногда идет против них или не проявляет к ним адаб в вопросах, где есть разногласия. А тот, кто должное время находился рядом с учеными, обязательно будет проявлять адаб к ним, и неважно, будет он себя заставлять или это произойдет само по себе, даже если он не верит им, ведь ученые особо отмечены Всевышним Аллахом. А что уж говорить, если человек любит их, хочет получать от них знания и следовать их наставлениям?!
 
Абу Мухаммад аль-Хариси передает от Абу Ханифы, рахимахуллах:
 
«Я не вытягивал свои ноги в сторону дома Хаммада ибн Сулеймана из уважения к нему, хотя между моим домом и его пролегало семь улиц»[1].
 
Аль-Байхаки тоже передает в «Манакиб аш-Шафии»[2], что он сказал:
 
«Когда я прибыл в Медину и увидел, сколь велик Малик ибн Анас в плане знания, это лишь увеличило во мне адаб к нему. И иногда, когда я был на его собрании и хотел перевернуть страницу, я делал это очень тихо, чтобы не потревожить его этим звуком».
 
Затем он привел иснад до ар-Рабиа ибн Сулеймана[3]:
 
«Клянусь Аллахом, у меня не хватало дерзости пить воду, если аш-Шафии смотрел на меня, из-за стеснения перед ним».
 
И это адаб имамов, а адаб имама – это имам всех адабов. И, хотя мы не можем достигнуть подобных высот, нам следует стараться исправить это, подражать им и брать их поведение за образец. И лишь Аллах – Владыка тауфика.
 
Имам Абу Исхак аш-Шатыби, рахимахуллах, написал ценные слова о значимости получения знания от шейхов и у кого из них следует учиться, в «Аль-Мувафакат». Для читателя я процитирую лишь часть этих слов, хотя цитата большая[4]:
 
«Двенадцатое предисловие. Один из самых полезных путей знания, которые ведут к вершинам точности, – это получение знания в совершенном и полном виде от его обладателей, достигших высот в своей области.
 
И они разошлись насчет того, можно ли получить знания без учителя или нет. Да, теоретическая возможность есть, но в реальности мы видим, что учитель необходим. И тут – в общем – все согласны, хотя могут быть разногласия в некоторых деталях.
 
Обычного хода вещей, согласно которому учитель нужен, и единогласного мнения людей, что так надо, достаточно, чтобы понять, что без учителя нельзя обойтись.
 
И они говорят: «Знание раньше было в сердцах религиозных людей, а затем перекочевало в книги, но ключи все равно остались в руках религиозных людей»[5].
 
Это означает, что для получения знания необходимо обращаться к религиозным людям, ведь, кроме этих двух путей[6], нет другого пути к знанию.
 
И основа этому есть в достоверных хадисах:
 

«Поистине, Всевышний Аллах не забирает знание из людских сердец, но устраняет знание, устраняя ученых». И если дело обстоит таким образом, то ключи к знанию находятся лишь у религиозных людей».

 
[1] Укуд аль-джумман, с. 293.
 
[2] 2:144.
 
[3] «Аль-Манакиб» (2:145) и «Аль-Мадхаль» (с. 390).
 
[4] Аль-Мувафакат, 1:91-99.
 
[5] Эти слова принадлежат Ибн Рушду аль-Джадду, которые приведены в «Аль-Мукаддимат» (1:94): «В первые два века знание было в сердцах религиозных людей, а потом перешло на шкуры животных, но ключи к нему остались в руках религиозных людей. И поэтому студенту обязательно нужен учитель, который откроет ему дорогу к этим путям».
 
[6] То есть получение знания от людей и через книги.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков