Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 19. ​​​​​​​Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фуру), часть 10
Часть 19. ​​​​​​​Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фу...
С позволения Всевышнего Аллаха мы начинаем перевод для сайта Azan.ru книги шейха Мухаммада Аввамы, х...
3 986
3 декабря, 15

Часть 19. ​​​​​​​Шариатское решение (хукм) о разногласиях в частностях (фуру), часть 10

3 986
3 декабря, 15

Посмотри и поразмышляй об этой мудрой и благословенной истории, а затем посмотри и подумай о нашей реальности губительного хаоса. И посмотри на действия тех, кто относит себя к этим саляфам, когда они напечатали биографию великого имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, из «Тарих Багдад», и эта биография полна ужасной несправедливости.

 

А еще они напечатали одну главу из «Мусаннафа» Ибн Абу Шейбы (это сборник фикха саляфов), выбрав из него только в главу, где указано сто двадцать пять вопросов, в которых имам Абу Ханифа, согласно мнению Ибн Абу Шейбы, идет против Сунны, и книгу назвали «Опровержение Абу Ханифы»[1]. Эти люди издали такую книгу в Индии и распространяли ее бесплатно, причем в дни, когда в этой огромной стране следовали лишь мазхабу имама Абу Ханифы!
 
И после этих слов я опять возвращаюсь к нашей теме - подтверждение имамами законности разногласий в отношении тех, кто имел отличное от них мнение, что мы увидели в словах имама Малика. Это известное дело, а следующие слова другого имама-муджтахида лишь подтверждают то, о чем мы говорим.
 
В книге «Адаб аль-факих ва аль-мутафаких»[2] аль-Хатыба от имама Суфьяна ас-Саури, да будет доволен им Аллах, [передается]:
 
«Если ты видишь, что человек совершает некий поступок в вопросе, где имеется разногласие, а ты считаешь иначе в этом вопросе, то не порицай его».
 
Абу Дауд сказал:
 
«Я слышал, как Ахмада спросили про два ракаата переде магриб намазом: «Я не делаю это. Если же их совершать, в этом нет проблемы»». Абу Дауд сказал: «Я слышал от него до этого, что он считал это хорошим делом и сам совершал»[3].
 
К этому близки по смыслу и слова другого имама-муджтахида – это слова имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, которые передает аль-Хатыб[4]:
 
«Наша позиция в этом вопросе – это наше мнение, и это наилучшее, к чему мы смогли прийти. А если кто сможет найти лучшее мнение, то оно более достойно следования».
 
Также в книге «Аль-Интика»[5] передаются его слова, да будет доволен им Аллах:
 
«Наши убеждения – это наше мнение, и мы никого не заставляем ему следовать, и мы не говорим, что кто-то обязан его принять не по своей воле. Если у кого будет мнение лучше, пусть придет с ним».
 
К этому близки по смыслу слова другого имама-муджтахида – имама Ахмада, да будет доволен им Аллах, – как передается в «Ас-Сияр»[6]:
 
«В Хурасане не было никого, подобного Исхаку, несмотря на то, что мы расходимся в некоторых вопросах, а люди не переставали расходиться друг с другом».
 
И как же прекрасны следующие слова Ибн аль-Мубарака, который также был одним из имамов-муджтахидов:
 
«Когда я слышу хадис, то записываю его, но при этом я не собираюсь практиковать его и не собираюсь передавать его, но я готовлю его для некоторых своих сподвижников: если они будут практиковать его, то я скажу: «Он поступал согласно хадису»»![7]
 
И эти слова несут интересующий нас смысл и дополнительно указывают на его мягкость по отношению к своим ученикам. Да будет доволен им Аллах!
 
И в «Ат-Тамхид» передается: «Аль-Авзаи сказал о том, кто целует жену: «Если он спросит меня, то я скажу, что ему следует делать омовение, но если он не будет совершать омовение, то я не буду его порицать за это»». И аль-Авзаи тоже имам-муджтахид.
 
Также в книге «Ат-Тамхид»[8] [передается] от аль-Асрама: «Я слышал, как Абу Абдуллах, то есть имам Ахмад, говорил о тех, кто толковал аллегорически: «За ними можно совершать намаз, если их толкование имеет какую-то основу в Сунне».
 

Этого же принципа придерживались и их последователи, перечисление которых удлинит эту работу, и поэтому я считаю, что в этом нет необходимости, а сказанного уже достаточно.

 

[1] Люди, отрицающие следование мазхабу, напечатали в Индии эту книгу, чтобы отвратить обычных людей от следования мазхабу имама Абу Ханифы. Прим. Абу Али.

 

[2] 2:69.

 

[3] «Масаиль имам Ахмад», Абу Дауд, с. 72.

 

[4] «Тарих Багдад» 13:352

 

[5] С. 140.

 

[6] 11:371, биография Исхака ибн Рахавейх.

 

[7] «Аль-Кифая» аль-Хатыб, с. 402; «Фадаиль Абу Ханифа» ибн Абу аль-Аввам, с. 265.

 

[8] 21:172. И слова с подобный смыслом есть в «Аль-Истизкар» (1:323).

АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков