Циклы Авторы Сортировка

Часть 51. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 9

1 925
23 марта, 17
Что касается второй части его слов, то это правда, и часть этого относится к массовой передаче некой ошибки, а часть – к ошибочным мнениям ученых. И нужно отстраняться от обеих этих вещей, но это никак не связано с нашей темой, потому что надо следовать за доказательством. Более подробный ответ еще последует, и тебе, читатель, стоит проявлять терпение и осмотрительность в связи с тем, что предмет исследования труден.
 
Абу аль-Касим ат-Тамими сказал[1]:
 
«И некто из них сказал: «За ними можно следовать в том, что они говорят, что полное омовение обязательно лишь после семяизвержения, в дозволении временного брака, в том, что, если человек не смог найти воду, то полное омовение ему делать не обязательно, и в том, чтобы не протирать хуффы?!» И на это мы ответим: «В этих вопросах мы следуем повелениям и запретам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), а касательно перечисленного передается запрет Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и мы принимаем его слово и отклоняем их слова».
 
Аль-Мунави сказал[2]:
 
«И если скажут, что все это не устраняет запрет Всевышнего Аллаха на разногласия:
 

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّـهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا

 
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь»[3],
 
- и:
 

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ

 
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения»[4],

 

- то я на это отвечу: «Это подвох со стороны того, в чьем сердце обнажилась явная болезнь. Множество людей поднялось, чтобы опровергнуть его, и среди них – Ибн аль-Араби и другие. И суть в том, что Всевышний Аллах запретил разногласие в смысле противостояния посланникам, на что указывает хадис: «Поистине, тех, кто были до вас, погубило множество разногласий с их пророками».
 
А что касается этой уммы, то пусть Аллах убережет от того, чтобы в ней появился ученый, который явно будет противоречить [пророкам], потому что Всевышний Аллах обещал за это мучительное наказание. И спорящий с нами согласен, что тот из этой уммы, кто ошибается в фикховых разногласиях, прощен за это. Поэтому данный аят должен однозначно относиться к тем, кто намеренно противоречит пророкам, значит, между ним и хадисом нет противоречия».
 
Здесь опровергают фанатичных последователей некоторых имамов, и этот фанатизм стал массовым бедствием.
 
Аз-Захаби сказал:
 
«Между имамами много разногласий в вопросах фикха и в некоторых основах (усуль), и у малой их части есть ошибки, где они оступились. Нам же велено следовать за тем из них, кто больше всех прав, и мы однозначно утверждаем, что цель всех из них – это лишь следование Корану и Сунне, а во мнениях они расходились из-за кыяса или толкования».
 
[1] Аль-Худжа, 2:400-401; и он тут словно опровергает Ибн Хазма.
 
[2] Файд аль-Кадир, 1:210.
 
[3] 3:103.
 
[4] 3:105.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков