Циклы Авторы Сортировка

Часть 52. Некоторые сомнения, [которые могут появиться] в связи с вышесказанным, и их рассеивание, часть 10

2 269
27 марта, 17
[Аз-Захаби говорит]:
 
«И если ты видишь, как факих противоречит хадису или искажает его смысл, то не спеши говорить о его ошибке, ведь Али, каррамаллаху ваджхаху, тому, кто сказал ему: «Ты считаешь, что Тальха и Зубейр заблуждаются?» – ответил: «Ты запутался, потому что истину не узнают от людей, но узнай истину, и потом ты узнаешь ее сторонников».
 
«Имамы не переставали расходиться в фикхе и некоторых вопросах касательно основ, однако они все были едины в возвеличивании Всевышнего Аллаха, в том, что нет ничего подобного Ему, что то, что Он и Его Посланник установили, – это истина, что у них одна Книга и один Пророк, что у них одна кибла. А споры и диспуты служат для выявления истины и для того, чтобы ученый мог раскрыть знания тому, кто не может самостоятельно это сделать, и чтобы предостеречь слабого и беспечного. А если кто-то из совершенных проявлял тщеславие, а из малых – смирение, то даже совершенные души ведут сея беспечно. Что говорить о злых и порочных душах?!»
 
И на эту цитату из аль-Мунави опирался алляма аз-Заркани в «Шарх аль-Мавахиб»[1], но не указал источника этих слов.
 
Имам ибн аль-Араби[2], толкуя слова Всевышнего Аллаха:
 

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ ۚ وَأُولَـٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения»[3]
 
- сказал:
 
«Есть три вида запрещенного разделения:
 
Первое – разделение в акыде.
 
Второе – согласно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Не завидуйте друг другу» (то есть разделение в сердцах).
 
Третье – отстранение от вынесения решений об ошибках в вопросах фикха, чтобы каждый продолжал придерживаться своего иджтихада, поскольку каждый из них связан с вервью Аллаха на основе общего доказательства.
 
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть никто не совершает аср не у бану Курейза». И среди них были те, кто отложил аср до прихода к бану Курейза, основываясь на внешнем смысле слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. А кто-то из них сказал: Он не этого хотел от нас, он хотел, чтобы мы поспешили». И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никого из них не порицал за это.
 
И мудрость этого заключается в том, что запрещенное разделение – это то, которое ведет к смуте, фанатизму и разделению джамаата»[4].
 
Но что касается разногласий в фикхе, то это украшение Шариата.
 
И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
 

«Если правитель проявит иджтихад и окажется правым, то его ждет две награды, а если ошибется, то одна награда». И передается, что если окажется правым, то его ждет десять наград[5].

 
И этот вид разногласий, который относится к украшениям Шариата, считается не разногласием на основе противоречия, но разногласием на основе разных подходов (танаву’).
 
[1] 5:395.
 
[2] Ахкам аль-Куран, с. 291-292
 
[3] Коран, 3:105.
 
[4] Что происходит из-за тех, кто отвергает законные разногласия и признанные мазхабы.
 
[5] Ахмад передает это в «Муснаде» (4:205). Ибн Хаджар сказал в «Аль-Фатх» (13:319): «В этой версии – слабость».
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков