ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 64. Третье сомнение, часть 1
Третье сомнение
Ты сказал, что имамы проявляли адаб друг к другу и к тем, кто имел другое мнение, но мы можем прочитать некоторые их резкие высказывания, которые наш слух не может перенести, мы, которые по сравнению с ними описаны как лишенные адаба. Как же быть с этим?
Ответ
Да, это передается от наших ученых, да помилует их всех Аллах, и на это можно ответить двумя общими идеями.
Во-первых, надо изучать, достоверно ли то, что передается, поскольку во многих случаях эти истории недостоверны и им не следует придавать никакого значения, как с большей частью того, что Хатыб аль-Багдади передает об имаме Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, а насчет оставшегося ответили ученые мазхаба и все подробно объяснили.
Во-вторых, нужно смотреть на общий контекст высказывания, ведь нельзя вынести решение без анализа общего контекста.
Я приведу пример обоих общих ответов.
В хадисе говорится:
«Покупатель и продавец обладают правом [расторгнуть сделку], пока не разойдутся».
И ученые разошлись в том, что именно имеется в виду под «разойдутся». Имеется ли в виду перемена темы разговора? Если, после того как договор был заключен, они сменили тему разговора или заключили какой-то другой договор, стал ли первый договор обязательным для обеих сторон таким образом, что ни одна из сторон не может передумать, а если оба решат расторгнуть сделку, то это уже будет «аль-икаля»[1]? Или имеется в виду физическое расхождение, так что они, пока находятся рядом друг с другом, все еще могут расторгнуть сделку, поскольку не перестали находиться вместе? А если кто-то из них отойдет от другого, то договор становится обязательным, даже если кто-то из них передумает через мгновение?
Имам Малик и другие ученые[2] сказали, что имеется в виду перемена темы разговора, и придерживались первого мнения, а Ибн Абу Зиъб и другие[3] – что имеется в виду физическое расхождение, выбрав второе значение. И когда до него дошло, что имам Малик выбрал первое мнение, то он сильно разозлился и произнес настолько грубые слова, какие говорятся о тех, кто впал в неверие или подобные состояния:
«Следует потребовать от него покаяться за это мнение, а если он не откажется от него, то казнить».
Но такие слова никогда не могут быть произнесены насчет разногласий в фикхе.
Эта история рассказана в книге «Аль-Иляль ва ма’рифа ар-риджаль»[4] в следующем виде:
«Абдуллах ибн аль-имам Ахмад сказал: «Я слышал, как мой отец сказал: «Ибн Абу Зиъб сказал…»»» – не указав, от кого он слышал эти слова Ибн Абу Зиъба, и поэтому имам аз-Захаби, рахимахуллах, пишет в книге «Ас-Сияр»[5]: «Имам Ахмад не привел иснада к этим словам. Возможно, они не достоверны».
И он сказал до этого:
«Это мерзкие слова о великом имаме. Имам Малик не практиковал буквальный смысл хадиса, считая его отмененным, а некоторые сказали, что практиковали, считая, что слова «пока не разойдутся» означают перемену темы разговора после заключения сделки.И поэтому, в любом случае, имам Малик за свое понимание этого хадиса и каждого другого обязательно получит одну награду [за свой иджтихад], а если окажется правым в иджтихаде, то еще большую награду. А то, что обязательно казнить каждого, кто имеет другое мнение в фикхе, – это позиция харуритов»[6].
В любом случае слова современников друг о друге зачастую не принимаются в расчет, и поэтому величие имама Малика ни на сколько не померкнет из-за слов Ибн Абу Зиъба. Но и самого Ибн Абу Зиъба ученые не сочли слабым передатчиком из-за этих его слов. Оба они мединские ученые своего времени. А имам Ахмад не привел иснада к этим словам, и, возможно, они не достоверны».
И это связано с первой общей идеей в ответе.
Предыдущий урок
Часть 63. Второе сомнение, часть 2
Следующий урок
Часть 65. Третье сомнение, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума