Циклы Авторы Сортировка

Часть 69. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 1

2 310
14 августа, 17
  1. Правильный манхадж в получении знания.
  2. Правильный манхадж в преподавании.
  3. Правильный манхадж в практике.
 
Ситуация, в которой мы находимся, когда отклонились от наших праведных предшественников и имамов, крайне болезненна, и это не тайна ни для кого, чьи руки доходят до современных книг и того, что доступно сегодня в магазинах. Даже просто по названиям на обложках книг можно заметить, сколько сейчас опровержений по поводу и без повода, с адабом и без адаба. Иногда даже можно наткнуться на брошюрку, где автор умудрился порицать множество имамов.
 
Еще более порочно то, что человек, которому нельзя даже рот открывать, когда речь идет о религии, опровергает какого-то имама или «исправляет» исламскую акыду.
 
И если тот, у кого было бы свободное время, начал бы считать, сколько таких книг вышло в течение десятилетий с момента написания этой книги (она была в первый раз издана в 1410-м году по хиджре), и до наших дней, то он собрал бы огромную кучу, которой обрадовались бы врачи Ислама из числа востоковедов и секуляристов. И лишь Аллаху мы принадлежим, и лишь к Нему – возвращение.
 
Путь выхода из этого положения можно сформулировать в следующем (хотя толкование займет тома книг) – в возвращении к истокам наших праведных предков в области знания и практики этого знания. А разъяснение этого метода будет разъяснением того, как исламские ученые получали знания, как они обучали и практиковали изученное[1].
 
Но вместе с этим мы назовем некоторые основы: если человек, находясь на стадии получения знания, будет их придерживаться, то достигнет успеха с позволения Всевышнего Аллаха. И это установит правила, которые укажут на причину бедствий в наше время.
 
Что касается их метода в получении знаний, то они изложены в строках стихотворения, которое приписывают имаму аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, хотя, на самом деле, их произнес имам аль-Харамейн, имам Шафии своего времени, рахимахуллах:
 
Брат мой, знания можно достичь лишь на основе шести вещей,
Которые я тебе назову в подробностях:
Ум, усердие, нужда, отчуждение от дома,
Обучение у учителя и длительность учебы.
 
И суть этих шести условий сводится к получению знания от учителей и к длительной учебе.
 
Студент, учась у шейхов, получает два блага: чистое знание и уважение (адаб) к шейхам и устазам. Ведь в процессе получения знания он будет соблюдать адаб к своим учителям; а если он будет соблюдать адаб к своим шейхам, то еще больший адаб проявится к их учителям, к тем, кто был до них, и так далее. Именно это рождает в человеческом сердце уважение (адаб).
 
[1] То есть шейх, хафизахуллах, указывает, что причины смуты и разрушения основ в области адаба в научной среде связаны с изъянами в этих трех аспектах: люди неправильно получают знания, неправильно его передают и не соблюдают изученное должным образом, что, в итоге, и привело нас к положению, в котором мы оказались. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков