ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 69. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 1
-
Правильный манхадж в получении знания.
-
Правильный манхадж в преподавании.
-
Правильный манхадж в практике.
Ситуация, в которой мы находимся, когда отклонились от наших праведных предшественников и имамов, крайне болезненна, и это не тайна ни для кого, чьи руки доходят до современных книг и того, что доступно сегодня в магазинах. Даже просто по названиям на обложках книг можно заметить, сколько сейчас опровержений по поводу и без повода, с адабом и без адаба. Иногда даже можно наткнуться на брошюрку, где автор умудрился порицать множество имамов.
Еще более порочно то, что человек, которому нельзя даже рот открывать, когда речь идет о религии, опровергает какого-то имама или «исправляет» исламскую акыду.
И если тот, у кого было бы свободное время, начал бы считать, сколько таких книг вышло в течение десятилетий с момента написания этой книги (она была в первый раз издана в 1410-м году по хиджре), и до наших дней, то он собрал бы огромную кучу, которой обрадовались бы врачи Ислама из числа востоковедов и секуляристов. И лишь Аллаху мы принадлежим, и лишь к Нему – возвращение.
Путь выхода из этого положения можно сформулировать в следующем (хотя толкование займет тома книг) – в возвращении к истокам наших праведных предков в области знания и практики этого знания. А разъяснение этого метода будет разъяснением того, как исламские ученые получали знания, как они обучали и практиковали изученное[1].
Но вместе с этим мы назовем некоторые основы: если человек, находясь на стадии получения знания, будет их придерживаться, то достигнет успеха с позволения Всевышнего Аллаха. И это установит правила, которые укажут на причину бедствий в наше время.
Что касается их метода в получении знаний, то они изложены в строках стихотворения, которое приписывают имаму аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, хотя, на самом деле, их произнес имам аль-Харамейн, имам Шафии своего времени, рахимахуллах:
Брат мой, знания можно достичь лишь на основе шести вещей,Которые я тебе назову в подробностях:Ум, усердие, нужда, отчуждение от дома,Обучение у учителя и длительность учебы.
И суть этих шести условий сводится к получению знания от учителей и к длительной учебе.
Студент, учась у шейхов, получает два блага: чистое знание и уважение (адаб) к шейхам и устазам. Ведь в процессе получения знания он будет соблюдать адаб к своим учителям; а если он будет соблюдать адаб к своим шейхам, то еще больший адаб проявится к их учителям, к тем, кто был до них, и так далее. Именно это рождает в человеческом сердце уважение (адаб).
[1] То есть шейх, хафизахуллах, указывает, что причины смуты и разрушения основ в области адаба в научной среде связаны с изъянами в этих трех аспектах: люди неправильно получают знания, неправильно его передают и не соблюдают изученное должным образом, что, в итоге, и привело нас к положению, в котором мы оказались. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 68. Третье сомнение, часть 5
Следующий урок
Часть 70. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума