ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 63. Второе сомнение, часть 2
Их смысл объяснил крупный ученый из числа поздних ханафитов, даже печать мухаккыков в Египте, и это имам ат-Тахтави, рахимахуллах (умер в 1231-м году), а Ибн Абидин был печатью, подобной ему, но в Шаме, и Аллах предписал ему стать широко известным.
Ат-Тахтави пишет в начале примечания к «Ад-Дурр аль-Мухтар»[1], рассказав об этом сомнении:
«То есть смысл этих слов в том, что мнение нашего имама правильно с его точки зрения, хотя есть вероятность ошибки, поскольку каждый муджтахид в реальности может быть прав, а может ошибиться. Но с нашей позиции каждый из четырех имамов прав в своем иджтихаде, и каждый мукаллид говорит эти слова, если его спросят о его мазхабе, передавая так слова имама своего мазхаба, которому он следует. Смысл не в том, что каждый мукаллид обязан верить, что другой муджтахид, которому он не следует, ошибается».
И он, рахимахуллах, объяснил нам, что это слова имама-муджтахида, но не убеждения мукаллида.
Имам, проявив максимум усердия в разборе какого-то вопроса, говорит:
«Мой мазхаб в этом вопросе – правда, хотя есть возможность ошибки, потому что этот вопрос – из категории иджтихада, а другое мнение в этом вопросе ошибочное, хотя я принимаю возможность, что это мнение может быть правильным».
А когда мукаллид произносит эти слова, он повторяет слова своего имама.
И каждый, кто проявит надлежащее усердие в каком-то вопросе и придет к определенному результату, будет думать, что его результат правилен, и в его сознании остается лишь небольшая вероятность того, что это ошибка. Поэтому его мнение о своей правоте крайне сильно, а мнение о правоте противоположного суждения крайне слабо. Подобным образом и к нему относятся те, кто имеет противоположное мнение.
И это истина, в которой нет никаких сомнений и которую понять нетрудно.
Эти слова и сомнения насчет этого напомнили мне слова имама Ибн Нуджейма (умер в 970-м году), крупного ханафитского факиха из Египта, из его книги «Аль-Бахр ар-раик», которые цитирует и Ибн Абидин в «Хашия»[2].
Ибн Нуджейм говорит:
«И смысл в том, чтобы люди не претендовали на их знание, кроме тех, кто постоянно рядом с ними, чтобы стало ясно, что это знание можно достичь, лишь постоянно обращаясь, скрупулезно изучая их слова и получая знания от учителей».
Мы еще разберем это подробно, иншаАллах.
То, что муджтахид считает, что он может быть прав, а может и ошибиться, уравновешивается тем, что, посмотрев на свой иджтихад и проявленное усердие, он понимает, что достиг итога, которым можно быть довольным, который в его понимании соответствует истине и к которому необходимо стремиться. И он смотрит на тех, кто пришел к иному выводу, и видит, что они тоже проявили максимальное усердие, но итоговые выводы у них другие. И поэтому он обязан уважать их мнение и принимать в расчет его и их научное положение.
Слова имама Ахмада[3] про Исхака ибн Рахавейх передают тончайшие нюансы [этого размышления]:
«Никто из прошедших по мосту из Хорасана не сравнится с Исхаком ибн Рахавейх, хотя мы и расходимся в некоторых вещах. Ведь люди не перестают расходиться друг с другом».
А слова имама Яхьи ибн Саида аль-Ансари (умер в 144-м году) уже цитировались:
«Обладатели знаний глядят широко, ведь муфтии не переставали расходиться: одни запрещают, а другие разрешают, но один не порицает второго, а второй – первого».
Предыдущий урок
Часть 62. Второе сомнение, часть 1
Следующий урок
Часть 64. Третье сомнение, часть 1
Комментарии: 0
Правила форума