Циклы Авторы Сортировка

Часть 71. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 3

3 325
24 августа, 17
Кади Ияд, рахимахуллах, пишет[1] в биографии Абу Джафара аль-Дауди аль-Асади (умер в 402-м году):
 
«Мне передали, что он порицал некоторых своих современников из числа ученых Кайравана насчет того, что те проживали в государстве бану Убейд, и что однажды порицал их за это в письме, а они ответили: «Молчи! У тебя нет учителей!»»
 
«То есть он учился сам по себе и не получал знания ни у одного известного имама того времени. Поэтому он и получил тот итог, к которому пришел. А еще они так указывали, что если бы у него был шейх, который бы его обучал истинной сути фикха, то он понял бы, что тот факт, что ученые оставались в этих землях, поддерживало обычных мусульман и остатки их веры…»
 
Взгляните на резкость этого ответа: «Молчи! У тебя нет учителей!» – и на его слова «который бы его обучал истинной сути фикха». Именно это я имею в виду под получением знаний от шейхов, то есть получение чистого и истинного знания.
 
И в основе это крайне древний ответ, который был известен среди ученых: как саляфов, так и халяфов. К имамам прошлого, от которых это передается, относится Абу Ханифа, рахимахуллах.
 
Аль-Хатыб приводит с иснадом в «Аль-Факих валь-мутафаких»[2], что Абу Ханифе сказали, что в мечети есть люди, которые изучают фикх. И он спросил, есть ли среди них главный, на что ему ответили, что нет. Тогда он сказал:
 
«Эти никогда не достигнут познания фикха».
 
Ас-Суюти пишет в «Аль-Ис’аф»[3]:
 
«Исхак ибн Мухаммад аль-Фарви сказал:
 
«У Малика спросили: «Берут ли знание у человека, про которого неизвестно, что он получал знания и находился рядом с учеными длительное время (муджаляса)»? И он сказал: «Нет». Тогда его спросили: «Берут ли знание у достойного доверия, который, однако, не знает ничего наизусть и не понимает?» И он ответил: «Нет. Знание берут только у того, кто знает его наизусть (хифз), известен тем, что получал знания и находился рядом с учителями долгое время, кто практикует его и обладает богобоязненностью»»».
 
Таким образом, тот, кто берет знания только из книг, заблудился и сбивает других.
 
И поэтому имам ан-Навави, рахимахуллах, сказал:
 
«Если человек увидит ответ на какой-то вопрос даже в десяти книгах, ему нельзя давать фетву по нему, потому что есть вероятность, что этот ответ дан на основе слабого мнения»[4].
 
Как же ведет себя этот наглец, у которого есть только один шейх, и только лишь в плане иджазы, а не получения знания?![5] Разве это не он разделил ряды студентов шариатского знания и мусульман, а затем  растерзал книги по Сунне под девизом «надо следовать Корану и Сунне и отличать достоверные хадисы от слабых»[6].
 
[1] Тартиб аль-мадарик, 4:623.
 
[2] 2:83.
 
[3] С. 180.
 
[4] Как передается в «Аль-Фатава аль-хадисия» Ибн Хаджара аль-Макки (с. 27).
 
[5] Здесь шейх, хафизахуллах, указывает на Насыра аль-Альбани, который известен тем, что нигде не учился, а что касается «одного шейха», то речь идет о шейхе ат-Табахе, рахимахуллах, который однажды встретил Насыра аль-Альбани в библиотеке аз-Захирия и дал ему общую иджазу. Наш учитель, муфтий Мухаммад Исхак Бана, передал нам от шейха Мухаммада Аввамы, что в этой иджазе шейх ат-Табах сделал наставление бороться против «секты ваххабитов». И, кроме этой иджазы, у аль-Альбани от ученых ничего нет. Прим. Абу Али.
 
[6] Одна из главных бед от деятельности аль-Альбани и тех, кто следует его манхаджу, – это внушение недоверия к мазхабному фикху, мол, его следует подвергнуть полной ревизии на предмет соответствия Сунне. Как следствие, студент теряет всякое доверие к корпусу книг по фикху, на основе которых строится понимание фикха (тафаккух). В итоге это вылилось в то, что вместо матнов по фикху люди изучают сборники хадисов, такие как «Умдат аль-ахкам» или «Булюг аль-марам», хотя это дополнительное знание для студента, изучающего фикх и не может заменить ему изучение базовых текстов своего мазхаба. Другого способа изучения фикха, кроме изучения книг мазхаба от начального этапа и выше, попросту нет. Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков