Циклы Авторы Сортировка

Часть 73. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 5

2 791
11 сентября, 17
Некоторые имамы жалели, что знание оказалось записано в книгах, потому что это ведет к тому, что от шейхов берут меньше знаний.
 
Ад-Дарими в предисловии к «Аль-Сунан» (и аль-Байхакы в «Аль-Мадхаль»[1]) передает от аль-Авзаи, что тот сказал:
 
«Это знание было величественно, и его получали лишь истинные мужи, пока его не записали в книгах, и его стали получать те, кто не заслуживает этого».
 
Получение знания у шейхов сопряжено с упорством, усердием и ранним подъемом для учебы. Это имеется в виду под постоянным нахождением рядом с учителем.
 
Ибн Абдуль-Барр[2] передает от трех великих людей: имама Малика, Сулеймана ат-Тайми и Сулеймана ибн Хабиба аль-Мухараби, что они передают наставление Лукмана своему сыну:
 
«Сынок, будь рядом с учеными и постоянно пребывай с ними. Поистине, Всевышний Аллах оживляет сердца мудростью, как оживляет землю дождем».
 
Одна из удивительных историй о постоянном пребывании с учителями при получении знаний – история имама Абу Али аль-Кали, как передает его ученик Абу Наср Харун ибн Муса Джандаль ан-Нахви:
 
«Мы постоянно посещали уроки Абу Али аль-Багдади, то есть аль-Кали, который диктовал свою книгу «Ан-Навадир» в мечети аз-Захра в Куртубе. И это было весной, и по дороге меня настиг ливень, и, когда я пришел на урок, вся моя одежда была мокрой, а вокруг Абу Али были великие ученые Куртубы. И он велел подойти ближе к нему и сказал: «О Абу Наср, не переживай из-за этого, ведь это быстро кончится, потому что один предмет одежды ты сможешь заменить на другой, но с моим телом случилось то, что останется с ним вплоть до могилы». И он рассказал следующее: «Мы постоянно посещали уроки Ибн аль-Муджахида. И однажды я вышел ночью, чтобы быть ближе к нему на собрании (маджлис). И когда я подошел к двери, через которую заходил на урок, то понял, что она закрыта. И я захотел открыть ее, сказав себе: «СубханАллах, если я приду так рано, то точно буду рядом с ним!» А внизу этого строения было отверстие, которое я начал раскапывать так усердно, как только мог, и в итоге я разрыл себе ход и протиснулся. Но я порвал себе одежду и поранил ногу так, что показалась кость. И Аллах дал мне тауфик выйти оттуда, и я посетил маджлис шейха в таком состоянии. Разве сравнится то, что случилось с тобой, с этим?!»
 
А потом он прочитал следующие строки:
 
Ты ползешь к величию, но его уже достигли
Те, кто на вершине усердия и сбросили с себя все ради этого.
Большинство устало в стремлении к величию,
И приблизились лишь те, кто был верен делу и терпел.
Не считай величие фиником, который ты ешь.
Не достичь величия, не научившись терпению.
 
И Абу Наср сказал:
 
«Мы записали эти его строки, до того как он дошел до них в «Ан-Навадир». Затем он расспросил о том, что произошло, и из-за этого его рассказа мой случай с одеждой показался мне нестрашным. И после этого я постоянно находился рядом с ним, не покидая вплоть до его смерти»[3].
 
[1] «Сунан» ад-Дарими (1:132, №467) и «Аль-Мадхаль» (с. 410).
 
[2] Джами баян аль-ильм, 1:106.
 
[3] «Ас-Силят» Ибн Башкуваля (с. 656, №1441).
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков