ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 88. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 20
3. А еще они обучают своих учеников говорить: «Я не знаю», – и: «Аллах знает лучше».
Они хотят так обучить их величию Шариата и его священности, а также тому, что нельзя сохранить и защитить Шариат невежеством. И поэтому о Шариате можно говорить лишь на основе знаний. А под знанием тут имеется в виду убежденность (якын), так что нельзя говорить о религии Аллаха даже слова, не будучи уверенным в достоверности этого.
Имам аль-Бухари передает в тафсире суры «Ар-Рум» и «Ад-Духан»[1], что человек из племени Кинда рассказывал, что дым в Судный день охватит слух и зрение лицемеров, а верующий будет подобен болеющему насморком. Масрук сказал: «И мы сильно испугались». И потом я пришел к Ибн Масуду, которые лежал, оперевшись на что-то, и он сильно разозлился и сказал: «Кто знает, тот пусть скажет, а кто не знает, тот пусть скажет: «Аллах знает лучше». Поистине, это знание – говорить о том, чего ты не знаешь: «Аллах знает лучше»»[2].
И то, что Ибн Масуд счел слова «Аллах знает лучше» частью знаний, соответствует словам Абу ад-Дарда: ««Не знаю» – это половина знания»[3].
Ибн Абдуль-Барр (умер в 463-м году по хиджре), хафиз Запада, уделил шесть страниц главе под названием «Обязанности ученого, которого спросили о том, что он не знает»[4].
И его коллега, Хатыб аль-Багдади (умер в 463-м году по хиджре), хафиз Востока, уделил пять страниц главе «Глава о запрете отвечать на вопросы, когда ответ неясен спрашиваемому»[5].
И у каждого из них есть сообщения, которых нет у другого, но есть и общие передачи. Оба они передают слова великого табиина Мухаммада ибн Аджляна: «Когда ученый ошибется в произнесении «я не знаю», будет нанесен смертельный удар».
Ибн Дурейд сказал это в стихах:
Кто хочет видеть себя предводителемИ не любит «я не знаю», тот наносит смертельный удар.
И Хатыб, и Ибн Абдуль-Барр передают эти слова Ибн Аджляна через имама Ахмада от имама аш-Шафии от имама Малика от Мухаммада ибн Аджляна[6]. И это очень редкий иснад, на который указал Ибн Солях в «Адаб аль-муфти»[7].
Эти слова передает и имам Ибн Рушейд в своем великом путешествии[8] от имамов-хафизов: Абу аль-Вакт ас-Саджзи от Абу Исмаиля аль-Харави от Абу аль-Фадля аль-Джаруди от Абу Исхака аль-Карраба от Закарии ас-Саджи от Абу Дауда ас-Сиджистани от Ахмада от аш-Шафии от Малика от Мухаммада ибн Аджляна от его отца. Да, он именно так и сказал: «От его отца».
Меня в данном случае смысл этих слов волнует и заботит не меньше, чем сам этот иснад, потому что эти три имама иджтихада передают эти краткие, но важные слова.
Вдобавок слова «я не знаю» воспитывают скромность и умение соблюдать ее границы.
И в них содержится скрытое указание на необходимость постоянной учебы и увеличения знаний, потому что, хотя в первый раз ответить: «Я не знаю», – будет правильно, чтобы защитить себя от наказания Огнем за ответы без знаний, уже не будет правильно во второй раз ответить на этот же вопрос: «Я не знаю», – ведь важнейший аспект обладания знанием – научить того, кто задает вопрос.
А что до комментария Якута аль-Хамави к словам ««я не знаю» – это половина знания», что это худшая его половина, то речь идет о том, кто так отвечает на каждый вопрос, который ему задают, и ленится искать правильный ответ. И Аллах знает лучше.
[1] «Сахих» аль-Бухари (8:511, №4774, №4822).
[2] Обязательно обратись к «Тартиб аль-мадарик» (1:144).
[3] Аль-Интика, с. 76.
[4] Джами баян аль-ильм, 2:49.
[5] Аль-Факих валь-мутафаких, 2:170.
[6] Обратись к очень полезным словам имама аль-Маварди в «Адаб ад-дунья ва ад-дин» (с. 75).
[7] С. 77.
[8] Миль аль-айба, 5:187-188.
Предыдущий урок
Часть 87. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 19
Следующий урок
Часть 89. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 21
Комментарии: 0
Правила форума