Циклы Авторы Сортировка

Часть 77. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 9

3 334
2 октября, 17
[Имам Абу Исхак аш-Шатыби пишет]:
 
«После того как мы доказали эту основу[1], необходимо получать знания у того, кто достиг высот (тахаккак) в науке,[2] что очевидно само по себе. И все разумные люди согласны насчет этого, потому что они единодушно считают, что к ученому предъявляются следующие условия:
 
1. Знать основы этой науки и понимать, на чем она зиждется.
 
2. Уметь должным образом излагать эти основы.
 
3. Знать что вытекает из этих основ.
 
4. Уметь устранять сомнения, которые могут возникать насчет положений этой науки.
 
И если мы посмотрим на эти условия и применим их к имамам-из числа саляфов, то увидим, что они полностью соответствовали этим условиям.
 
Но нет такого условия, чтобы ученый никогда не ошибался, и сам факт ошибки никак не отменяет тот факт, что перед нами ученый и даже имам, за которым можно следовать.
 
Если же он не соответствует этим условиям, то на размер этого несоответствия он будет ниже уровня совершенства, и никто не может претендовать на совершенство, пока не будет отвечать всем этим условиям.
 
У ученого, который достиг вершин знаний, есть особые показатели этого, и они соответствуют всему тому, что мы уже описали, хотя иногда может казаться, что внешне это не так.
 
И этих признаков три:
 
Первый признак – следование своим знаниям так, чтобы слова соответствовали действиям. А если они не соответствуют, то он не заслуживает того, чтобы у него учились и следовали за ним в знании.
 
Второй признак – чтобы шейхи, у которых он получал знания и с которыми постоянно находился рядом, воспитали его в этой науке, чтобы он мог заслуживать того, чтобы его описывали теми же качествами, которыми описаны эти шейхи. И таким были саляфы.
 
Начало этому положило пребывание сподвижников рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и то, как они впитывали его слова и действия, опираясь на все, что исходило от него, чем бы это ни было».
 
[Затем аш-Шатыби передал слова Умара во время Худайбия, обращенные к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):
 
«Разве они не заблудились, а мы не следуем истине?»]
 
И после этого он говорит:
 
«Это польза постоянного пребывания рядом с учеными, следования за ними и проявлении терпения в сложных ситуациях, пока истина не станет ясной».
 
И об этом сказал Сахль ибн Хунейф в день Сиффина:
 
«О люди, сомневайтесь в своих суждениях! И у меня было суждение в день Абу Джандаля, что я готов был отвергнуть решение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)». Иными словами, он сказал так из-за неясности, с которой они столкнулись, но они проявили терпение и отказались от своих суждений, а затем был ниспослан Коран об этом, и их сомнения были устранены».
 
[1] Что получить знания можно лишь у учителя. Прим. Абу Али.
 
[2] Студенты плохо продвигаются в учебе в наше время, потому что учатся у тех, кто фактически является сам студентом в научном плане. И поэтому студент, проходя книги с таким человеком, не достигает должного понимания науки и даже этой конкретной книги. И впоследствии он вынужден эту книгу еще раз проходить с кем-то еще, что отнимает очень много времени и приводит к тому что студент не развивается должным образом. Когда наш учитель – муфтий Мухаммад Исхак Бана – давал советы студентам в учебе, то сказал следующее: «В каждой науке, которую вы изучаете, постарайтесь найти лучшего ученого и приложить максимум усилий, чтобы стать его учеником». Прим. Абу Али.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков