Циклы Авторы Сортировка

Часть 87. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 19

2 299
8 февраля, 18
Если сказать, что уважение к старшим заложено даже в животных, то это может вызвать негодование и несогласие, но мы ответим: «Не надо спешить!» Разве Всевышний Аллах не сказал:
 
َحُشِرَ لِسُلَيْمَانَ جُنُودُهُ مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ وَالطَّيْرِ فَهُمْ يُوزَعُونَ ﴿١٧﴾ حَتَّىٰ إِذَا أَتَوْا عَلَىٰ وَادِ النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ
 
«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки. (17) Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого (18)»[1]?
 
И подумай над словами муравья «чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого», то есть проявите адаб к войску Сулеймана, мир ему: они великие, потому что его воины. И он нашел им оправдание: если они причинят вам вред, то ненамеренно,  «не почувствовав этого». Это и есть адаб к старшим.
 
И если такой адаб проявило насекомое к войску Сулеймана, мир ему, то каким же должен быть наш адаб к сподвижникам нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и к остальным имамам и ученым?! О Аллах, дай нам тауфик для этого!
 
Они считали, что адаб по отношению к учителю – это лучший способ получить от него знания. И от них передается об этом множество высказываний.
 
Ибн Абдуль-Барр передает в «Джами»[2] от великого имама Ибн Джурейджа:
 
«Я получил от Ата все, что получил, лишь через мягкость с ним».
 
Я не хотел бы заканчивать наш разговор про адаб, не процитировав слова имама ар-Рази с толкованием слов Всевышнего Аллаха, где говорится об адабе Мусы, мир ему, к Хидру:
 
وهَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا
 
«Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»[3]
 
Имам ар-Рази говорит:
 
«Этот аят указывает, что Муса, мир ему, соблюдал множество адабов с Хидром, мир ему, желая учиться у него.
 
Во-первых, он указал, что следует за ним, словами «последовать за тобой».
 
Во-вторых, он попросил у него разрешения на это следование: «Разрешено ли мне считать себя следующим за тобой?» И это высшая форма скромности.
 
В-третьих, он сказал «чтобы ты научил меня», а это признание отсутствия знаний и наличия их у учителя.
 
В-четвертых, он сказал: «…тому, чему ты обучен», – то есть он попросил научить его части того, чему учителя научил Аллах, и это тоже указывает на его скромность. Он словно говорит: «Я не прошу, чтобы ты сделал меня подобным себе в знаниях, но прошу у тебя дать мне лишь часть своих знаний», – подобно тому как бедный просит у богатого лишь часть имущества.
 
В-пятых, он сказал: «…тому, чему ты обучен», – признавая, что Аллах обучил этому знанию.
 
В-шестых, он просит научить «о прямом пути», то есть это просьба о наставлении на истинный путь, а отсутствие наставления (хидая) – заблуждение и гибель.
 
В-седьмых, «чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен»: он просит обучить его так же, как тот был обучен Аллахом, то есть это просьба обучить его в виде милости так же, как тот был обучен Аллахом в виде милости. И об этом говорят: «Я раб того, кто обучил меня хотя бы букве».
 
В-восьмых, следование – это повторение действий другого лишь из-за того, что это именно его действия. Мы говорим, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и иудеи говорили то же самое, но мы не следуем им в этом, ведь мы говорим эти слова не потому, что они их говорили, а потому, что у нас есть доказательства, что признавать их значение обязательно. А когда мы совершаем пятикратный намаз так, как его совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то мы поступаем так, потому что так поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому мы следуем здесь за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
 
Таким образом, его слова «последовать за тобой» указывают, что он совершает нечто лишь потому, что его учитель так делал. Из этого становится ясно, что ученик в начале обучения должен подчиняться учителю без споров и пререканий.
 
В-девятых, слова «последовать за тобой» указывают на следование в общем, без ограничений.
 
В-десятых, на основе сообщений установлено, что Хидр, мир ему, знал, что Муса, мир ему, – это пророк бану Исраиль, что ему был ниспослан Таурат и что с ним Аллах говорил без посредника выделил его удивительными чудесами (муджиза). И вот человек, наделенный всеми этими величественными качествами, пришел к нему с такой скромностью. Это говорит о том, что он пришел за знаниями в высшей степени серьезно, как ему и подобает, потому что каждый, кто связан со знанием, понимает, что знание – причина его счастья. И от этого он будет еще больше искать его и еще сильнее возвеличивать знающих.
 
В-одиннадцатых, слова «могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня» указывают, что вначале он стал его последователем, а затем уже попросил обучить его. Из этого следует, что вначале идет услужение (хидма) и лишь потом – просьба об обучении.
 
В-двенадцатых, он спросил: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня?» – и ничего не попросил за это следование, кроме обучения. Он словно сказал: «Я не прошу у тебя ничего за следование за тобой: ни денег, ни славы. И у меня нет никакой другой цели, кроме поиска знаний»».
 
И на этом заканчиваются слова имама ар-Рази, да помилует его Аллах.
 
[1] Коран, 27:17-18.
 
[2] 1:129. То же передает аль-Байхаки в «Манакиб аш-Шафии» (2:151).
 
[3] Коран, 18:66.
АВТОР ЦИКЛА
Адаб аль-ихтиляф (Этика разногласий)
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков