ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 84. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 16
Затем устаз Махмуд Шакир говорит:
«Я рассказал эту длинную историю, потому что это история болезни презрения и безразличия, которая распространилась среди людей и потому что все это раскрывает для нас причины разложения нашей литературной жизни…
Прошло уже тринадцать веков жизни исламской уммы, в течение которых мы ни разу не слышали призыва студентам отбросить все книги без исключения. И поэтому я говорю: то, что осмелился произнести вслух Мухаммад Абдо рядом с шейхами Азхара, желая улучшить преподавание, было первым ударом по исламскому культурному наследию.
Две книги Абдуль-Кахира аль-Джурджани «Даляиль аль-иджаз» и «Асрар аль-баляга» – это две важнейшие и основные книги по риторике, и до них не было написано ничего подобного в этой области, и они словно книга Сибавейх[1], но даже сложнее. И кто хочет оторвать людей от книг Ибн Акиля, Ибн Хишама и аль-Ушмуни, призывая брать знания по грамматике только из книг Сибавейх, – обрекает [студентов] на то, чтобы те бросились в открытое море, в котором утонули бы. Начинающий студент не сможет понять книги Сибавейх, если Ибн Акиль, Ибн Хишам и аль-Ушмуни не проложат ему дорогу.
А кто призывает людей к какому-то другому методу, тот высмеивает ум этих великих имамов, которые служили знанию с искренностью и богобоязненностью, поколение за поколением.
Это сокрушительное бедствие в плане достоинства учащегося, потому что он теряет скромность в получении знания, обманывает сам себя и начинает вести себя хвастливо и надменно в области знания, к которому не имеет никакого отношения[2].
В результате этого презрения учитель в наше время, преподавая грамматику, говорит начинающим студентам, ослепленным своим знанием: «Я бы хотел, чтобы Сибавейх был среди вас, чтобы учиться у меня грамматике».
А другие учителя говорят:
«Сибавейх, Ибн Акиль, Ибн Хишам и им подобные испортили арабскую грамматику своими книгами!»
И это презрительное отношение довело до того, что тех, кого стали называть «исламскими джамаатами», пересказывают о Коране и хадисах то, что услышали от своих учителей, не понимая смысла. И они не просто отвергают хадисы от Бухари и Муслима, но считают их ложью, говоря с поразительной дерзостью и заносчивостью, что это одиночные хадисы.
А потом пришли дети исламских джамаатов, которые стали говорить о Коране, хадисах и фикхе все что им захочется, опровергая то, что сказал Малик, Абу Ханифа, аш-Шафии и Ибн Ханбал, говоря при этом: «Мы такие же люди».
Они говорят столь дерзко даже о сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), в той же форме:
«Они люди, и мы тоже люди».
Что это за болезнь поразила в наше время?! Это презрение ко всему! Свет знания и нравственности потух, а разум остался один во мраке.
Нет могущества и силы ни у кого, кроме Аллаха, а Он милостив к Своим рабам, и Он может вернуть тех, кто сбился, на истинный путь».
[1] Первая всеобъемлющая книга по арабской грамматике. Прим. Абу Али.
[2] Таковы те, кого подстрекали с самого начала читать «Субуль ас-салям», потом «Нейль аль-автар», а затем «Аль-Мухаллю».
[3] И он (да помилует его Аллах) ясно говорит, что именно Мухаммад Абдо – причина этой дерзости и претензий на иджтихад во всем.
[4] Следует добавить, что сам Насыр аль-Альбани пишет о себе, что интерес к науке о хадисах у него появилась после прочтения статей учеников Мухаммада Абдо, которые критиковали слабые хадисы в «Аль-Ихья» имама аль-Газали. И он тоже пал жертвой болезни надменности и презрения, заразив этой чумой целые поколения мусульман. Прим. Абу Али.
Предыдущий урок
Часть 83. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 15
Следующий урок
Часть 85. Глава четвертая. Пути выхода из бедственного положения, часть 17
Комментарии: 0
Правила форума