عرضه صلى الله عليه وسلم الدعوة في مواسم الحج وعلى قبائل العرب عرضه عليه السلام الدعوة على بني عامر وبني محارب
أخرج أبو نعيم في دلائل النبوة عن عبد الله بن كعب بن مالك رضي الله عنهما قال: أقام رسول الله صلى الله عليه وسلم ثلاث سنين من نبوته مستخفياً، ثم أعلن في الرابعة، فدعا عشر سنين يوافي الموسم، يتَّبع الحاجَّ في منازلهم: بعُكاظ ومَجَنَّة، وذي المجاز، يدعوهم إلى أنْ يمنعوه حتى يبِّغَ رسالة ربه عزّ وجلّ ولهم الجنّة، فلا يجد أحداً ينصره، حتى إنَّه يسأل عن القبائل ومنازلهم قبيلةً قبيلةً، حتى انتهى إلى بني عامر بن صَعْصَعة فلم يلق من أحد من الأذى قط ما لقي منهم، حتى خرج من عنده وإنَّهم ليرمونه من ورائه، حتى انتهى إلى بني مُحارب بن خَصَفَة، فوجد فيهم شيخاً ابن مائة سنة وعشرين سنة، فكلَّمه رسول الله صلى الله عليه وسلم ودعاه إلى الإِسلام وأنْ يمنعه حتى يبلِّغ رسالة ربه، فقال الشيخ: أيُّها الرجل، قومك أعلم بنبأك، والله لا يؤوب بك رجل إلى أهله إلا آب بشرِّ ما يؤوب به أهل الموسم، فأغنِ عنا نفسك، وإنَّ أبا لهب لقائم يسمع كلام المحاربي. ثم وقف أبو لهب على المحاربي فقال: لو كان أهل الموسم كلُّهم مثلك لترك هذا الدِينَ الذي هو عليه، إنَّه صابيءٌ كذابٌ. قال المحاربي: أنت ــــ والله ــــ أعرف به، هو ابنَ أخيك ولحمتك ثم قال المحاربي: لعلَّ به ــــ يا أبا عتبة ــــ لَمَمَاً؟ فإنَّ معنا رجلاً من الحي يهتدي لعلاجه. فلم يرجع أبو لهب بشيء، غير أنه إذا رآه وقف على حيَ من أحياء العرب صاحه أبو لهب إنَّه صابىء كذاب؛ وفي إسناده الواقدي.
Приводит Абу Нуʼайм в Далаил ан-Нубувва
[1] от Абдуллаха ибн Кааба ибн Малика, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, три года вел призыв скрытно, а на четвертый стал призывать открыто, и в течение десяти лет призывал во время Хаджа, следуя за паломниками в места их остановок: в Указ, Маджанна и Зу аль-Маджаз
[2], пока они не запретили ему это.
Он, солляллаху аляйхи ва саллям, доносил до них послание Господа и [призыв к] Раю и не находил никого, кто бы ему помогал. И он ходил по местам их остановок, от племени к племени, пока не дошел до племени Бану Амир ибн Са`са`, от которого он встретил столько вреда, сколько не встречал ни от одного другого племени. А когда он уходил от них, они бросали ему вслед камни.
Затем он дошел до племени бану Мухариб ибн Хасафа. И среди них он нашел шейха в возрасте ста двадцати лет, заговорил с ним и стал призывать его к Исламу.
Тогда шейх сказал ему: «Мужчина, послушай, твой народ лучше знает о твоем послании. Клянусь Аллахом, человек не вернется к своему народу от тебя, кроме как навлекшим на себя злость людей этого сезона [Хаджа], и поэтому избавь нас от себя».
[3]
Абу Лахаб стоял недалеко и слышал то, что сказал аль-Мухараби
[4] Пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, затем подошел к нему и сказал: «Если бы все в этом Хадже были подобны тебе, то эту его религию бы все уже оставили. Он – лжец и отступник».
На это ему аль-Мухараби ответил: «Клянусь Аллахом, ты лучше знаешь его, потому что он – сын твоего брата и твоя плоть и кровь».
Затем аль-Мухараби добавил: «О Абу Атаба, может быть, он безумен? Поистине, с нами человек, который может вылечить его».
Абу Лахаб ничего не ответил, и лишь когда увидел его, он остановился там, где остановились бедуины, и закричал: «Он – лжец и отступник!».
В иснаде этого хадиса присутствует аль-Вакиди
[5].
[1] Далаил ан-Нубува стр. 102
[2] Название мест, где останавливались арабы, которые приезжали для паломничества в Мекку.
[3] То есть, если человек примет твою религию, то его коснутся те же беды и трудности, что коснулись тебя.
[4] Его так называют, поскольку он был из племени Бану Мухариб
[5] А он слабый передатчик.
Комментарии: 1
Правила форума