Часть 19. Предложение слов [шахады] Абу Талибу перед его кончиной
عرضه صلى الله عليه وسلم الكلمة على أبي طلب عند وفاته
Предложение слов [шахады] Абу Талибу перед его кончиной
У ибн Исхака от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, как это сказано в аль-Бидая[1], передается: «И когда к Абу Талибу, самом благородному человеку своего народа, пришли Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу Джахл ибн Хишам, Умаййа ибн Халяф, и сказали: «Абу Талиб, как ты уже понял, с тобой случилось то, что ты видишь, и мы боимся за тебя. И ты знаешь о том, что между нами и между сыном твоего брата. Позови его и реши то, что между нами, чтобы он оставил нас в покое, а мы его, и чтобы он оставил нашу религию в покое, а мы его».
И Абу Талиб отправил за ним, и он пришел. И он сказал: «О, сын моего брата, эти благородные люди твоего народа собрались, чтобы дать тебе и взять у тебя». И сказал посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям: «Да, одно слово, если вы его дадите, то вы им завладеете всеми арабами, и не арабы возьмут это своей религией». И сказал Абу Джахль: «Да, конечно, лишь слова!». И он [солляллаху аляйхи ва саллям] сказал: «Скажите, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и отрекитесь от всех божеств, кроме Него». И они все начали хлопать руками [от возмущения] и сказали: «О, Мухаммад, ты хочешь все божества низвести к одному Богу?! Поистине, ты говоришь удивительные вещи!». И затем кто-то из них сказал другому: «Поистине, вы не получите от этого человека то, что хотите. Поэтому расходитесь и оставайтесь на религии ваших отцов, пока Аллах не рассудит между вами и ним». И затем они разошлись.
И затем сказал Абу Талиб: «Аллах, о, сын моего брата, я увидел, что ты просишь не бессмыслицу». И появилась надежда у посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в отношении него. И он начал говорить: «Дядя, скажи это слово, и мое заступничество станет дозволенным для тебя в Судный день». И когда [Абу Талиб] увидел усердие посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, то сказал ему: «О, сын моего брата, если бы не страх порицания тебя и рода твоего отца после меня, и если бы курайшиты не сказали обо мне, что я сказал это из-за страха перед смертью, то я сказал бы, но я не говорю это, кроме как чтобы обрадовать тебя...». И затем далее упомянул хадис, и в нем присутствует неизвестный передатчик.
И в Бухари[2] от ибн аль-Мусаййиба, от его отца передается, что когда Абу Талиб был уже при смерти, к нему пришел Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, а рядом с ним был уже Абу Джахль, и сказал ему: «О, дядя, скажи: «Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха!», и я использую этот как довод перед Аллахом!». И сказали Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Уммайа: «О, Абу Талиб, неужели ты оставишь религию Абдульмуталиба?». И эти двое не переставали это повторять, пока, в итоге, он не сказал: «Я на религии Абдульмуталлиба!».
Также они оба [Бухари и Муслим][6] передают через другой иснад подобный хадис от него же, в котором сказано: «И Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не переставал предлагать ему [принять Ислам], а они оба пытались отвернуть его от этого, так, что в итоге он сказал: «Я на религии Абдульмуталиба», и отказался сказать: «Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха». И Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал: «Я не перестану просить прощения за тебя, пока не будет запрета на это». И Всевышний Аллах ниспослал после этого упомянутые аяты.
Также передает имам Ахмад[7], Муслим[8], ан-Насаи и ат-Тирмизи[9] от Абу Хурайры, да будет Аллах доволен им: «Когда Абу Талиб был при смерти, то Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, пришел к нему и сказал: «О, дядя, скажи: «Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха», и я этим буду свидетельствовать за тебя в Судный день». И тот ответил: «Если бы курайшиты не порицали меня, говоря: «он сказал это только из-за страха смерти», то я сказал бы это, и я скажу это только, чтобы обрадовать тебя». И Всевышний ниспослал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем[10]». Также в аль-Бидая[11].
Комментарии: 0
Правила форума