Часть 3. Хадис о подчинении Пророку, соляллаху алейхи ва саллям, и следовании ему и его наместникам
Также передает аль-Бухари[4] от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
كل أُمتي يدخلون الجنة إلا من أَبى، من أطاعني دخل الجنة ومن عصاني فقد أَبى
«Вся моя община войдет в Рай, кроме тех, кто отказался. Кто подчинится мне, войдет в Рай, а кто ослушается меня, то попадет в Ад».
:جاءت ملائكة إلى النبي صلى الله عليه وسلم وهو نائم فقالوا: إنَّ لصاحبكم هذا مثلاً فاضربوا له مثلاً. قال بعضهم: إِنَّه نائم، وقال بعضهم: إنَّ العين نائمة والقلب يقظان، فقالوا: مَثَلُه كمثل رجل بنى داراً وجعل فيها مأدُبة وبعث داعياً؛ فمن أَجاب الداعي دخل الدار وأكل من المأدُبة، ومن لم يجب الداعي لم يدخل الدار ولم يأَكل من المأدُبة. فقالوا: أَوِّلُوها له يفقَهْها، قال بعضهم: إِنَّه نائم، وقال بعضهم: إِنَّ العين نائمة والقلب يقظان، فقالوا: الدار الجنة، والداعي محمد، فمن أَطاع محمداً فقد أطاع الله، ومن عصى محمداً فقد عصى الله، ومحمد فَرْقٌ بين الناس.
«Пришли ангелы к Посланнику Аллаха ﷺ когда он спал. И сказал один из них: «Поистине, этому человеку есть пример, приведите же ему этот пример». Некоторые из них сказали, что он спит[7], но другие ответили: «Это глаза спят, а сердце бодрствует». Тогда сказали ангелы: «Он подобен человеку, который построил дом, а затем пригласил всех на праздник и послал вестника, что сообщит о приглашении. Кто же ответил этому вестнику, то вошел в этот дом и испробовал еды на празднике, а тот, кто не ответил призыву, то не вошел в дом и не попробовал угощения». И они сказали: «Разъясните ему, чтобы он понял». Некоторые [вновь] ответили: «Он спит». Тогда другие произнесли: «Поистине, глаза его спят, а сердце бодрствует». И тогда сказали ангелы: «Дом — это Рай, а призывающий — это Мухаммад. И кто подчинится Мухаммаду, то он подчинится Аллаху, а кто ослушается Мухаммада, то он ослушается Аллаха»[8]. И Мухаммад разделил людей[9]».
Этот хадис передает и ад-Дарими от ар-Рабиа аль-Джураши[10] с таким же смыслом, как это приведено в «Аль-Мишкат» (стр.12).
إنَّما مثلي مثل ما بعثني الله به كمثل رجل أَتى قوماً فقال: يا قوم، إِنِّي رأَيت الجيش بعيني، وإِني أَنا النذير العُريان، فالنَّجاءَ، فالنَّجاءَ فأَطاعه طائفة من قومه فأَدلجوا فانطلقوا على مهلهم فنَجَوا، وكذّبت طائفة منهم فأَصبحوا مكانهم فصبَّحهم الجيش فأَهلكهم واجتاحهم؛ فذلك مثل من أطاعني فاتبع ما جئت به ومثل من عصاني وكذَّب ما جئب به من الحق
«Тот, кем я послан к вам Аллахом, подобен человеку, что пришел к людям и говорит им: «О люди! Я видел войско [врага] своими собственными глазами, и я — предупреждающий вас. К спасению! К спасению!». Одна группа людей последовала за ним, укрылась в безопасном месте и спаслась. Другая же группа не поверила, и на утро [войско врага] захватило их и полностью уничтожило. И это пример тех, кто подчинился мне и последовал за мной, и пример тех, кто ослушался меня и посчитал ложью то, что я принес».
[1] «Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб аль-Ахкам», глава «Слова Всевышнего Аллаха»: «Подчиняйтесь Аллаху и Посланнику», 2/1058.
[2] Потому что подчинение Посланнику Аллаха ﷺ необходимо по повелению Всевышнего Аллаха, и потому, что Пророк ﷺ говорит только то, чем доволен Всевышний Аллах.
[3] В те времена арабы не знали что такое имарат (власть, подчинение), и они могли свободно ослушиваться приказов и повелений своих военачальников. Эти слова Посланника Аллаха ﷺ указывают на важность подчинения амиру, необходимость следования его приказам, пока это соответствует нормам Шариата.
[4] «Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб аль-Ахкам», глава о следовании сунне Пророка Мухаммада, ﷺ 2/1081.
[5] «Джами`уль Усуль ибн аль-Асир».
[6] Там же.
[7] Подразумевается, что нет смысла приводить ему пример, если он спит и не слышит.
[8] Суть этого сравнения в том, что дом — это Рай, а Владыка его — Всевышний Аллах, Мухаммад же послан призывать к этому Раю. Невозможно подчиниться Аллаху и войти в Рай, кроме как через следование за Мухаммадом ﷺ и поэтому подчинение Пророку — это подчинение Аллаху.
[9] Те, кто приняли его призыв, являются верующими, которых ждет Рай как награда, те же, кто отверг его призыв — неверные, что будут наказаны вечным Адом.
[10] Существуют разногласия между учеными о том, является этот человек табиином или сподвижником («Аль-Исаба», 1/497).
[11] «Сахих» аль-Бухари, раздел «Китаб ар-Рикак», глава об оставлении грехов, 2/959.
[12] «Сахих» Муслима, раздел «Китаб аль-Фадаиль», глава о его мягкости и т.д., 2/248.
Комментарии: 0
Правила форума