عرضه عليه السلام الدعوة على قبائل بمنى
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывает некоторые племена в Мина
وأخرج ابن إسخاق عن ربيعة بن عبَّاد رضي الله عنه قال: إني لغلام شاب مع أبي بمنى، ورسول الله صلى الله عليه وسلم يقف على منازل القبائل من العرب فيقول: «يا بني فلان، إني رسول الله إليكم، آمركم أنْ تعبدوا الله ولا تشركوا به شيئاً، وأن تخلعوا ما تعبدن من دونه من هذه الأنداد، وأن تؤمنوا بي، وتصدِّقوا بي، وتمنعوني حتى أُبَيِّن عن الله ما بعثني به». قال: وخلفه رجل أحول وضيء، له غديرتان، عليه حُلَّة عدنيّة. فإذا فرغ رسول الله صلى الله عليه وسلم من قوله وما دعا إليه قال ذلك الرجل: يا بني فلان، إِنَّ هذا إنما يدعوكم إلى أنْ تسلخوا اللات والعُزَّى من أعناقكم، وحلفاءكم من الجن من بني مالك بن أُقيْش إلى ما جاء به من البدعة والضلالة فلا تطيعوه، ولا تسمعوا منه. قال: فقلت لأبي: يا أبت، من هذا الرجل الذي يتبعه ويردّ عليه ما يقول؟ قال: هذا عمه عبد العُزَّى بن عبد المطلب أبو لهب. كذا في البداية . وأخرجه أيضاً عبد الله بن أحمد والطبراني عن ربيعة بمعناه، قال الهيثمي. وفيه: حسين بن عبد الله بن عبيد الله وهو ضعيف ووثَّقه ابن مَعِين في رواية. انتهى. قلت: وفي رواية ابن إسحاق رجل لم يُسمَّ.
Ибн Исхак
[1] передает от Рабиа ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах:
Я был маленьким мальчиком, когда находился с отцом в Мина, и Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был там, где остановились разные племена арабов.
И он говорил: «О такое-то племя, поистине, я Посланник Аллаха к вам! И я повелеваю поклоняться только Аллаху, и не придавать ему сотоварищей, и отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, и чтобы вы уверовали в меня и приняли меня, и чтобы защищали меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня».
Сзади него стоял красивый мужчина с косоглазием, чьи волосы были заплетены в две косы и который носил одежду из Аднана.
И, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, закончил свою речь и объяснил, к чему он призывает, этот человек сказал: «О такое-то племя! Этот человек призывает, чтобы вы отреклись от аль-Лата и аль-Уззы и от ваших союзников-джиннов из числа бану Малик ибн Акьяс. Он хочет, чтобы вы следовали его заблуждению и новой религии. Не следуйте за ним и даже не слушайте его».
И тогда он сказал своему отцу: «Отец, что это за человек, который везде следует за ним и опровергает все, что он говорит?»
И он сказал: «Это его дядя, Абдуль-Узза ибн Абдуль-Муталлиб Абу Ляхаб».
Этот хадис передают и Абдуллах ибн Ахмад
[3] и ат-Табарани
[4] от Рабиа с таким же смыслом.
Аль-Хайсами
[5] сказал: «В [иснаде] этого хадиса есть Хусейн ибн Абдуллах ибн Убейдуллах, и он слабый [передатчик]. И в одной из передач его счел достоверным Ибн Маин».
И в передаче от Ибн Исхака передатчик не назван.
عرضه عليه السلام الدعوة على الجماعة بمنى
Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, призывал людей в Мина
وأخرج الطبراني عن مُدْرك قال: حججت مع أبي، فلما نزلنا منى إذا نحن بجماعة فقلت لأبي: ما هذه الجماعة؟ قال: هذا الصابىء فإذا رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: «يا أيُّها الناس، قولوا: لا إله إلا الله تفلحوا». قال الهيثمي : ورجاله ثقات.
وأخرج البخاري في التاريخ أبو زُرعة والبغوي وابن أبي عاصم والطبراني عن الحارث بن الحارث الغامدي رضي الله عنه قال: قلت لأبي ونحن بمنى: ما هذه الجماعة؟ قال: هؤلاء اجتمعوا على صابىء لهم. قال: فتشرَّفتُ، فإذا برسول الله صلى الله عليه وسلم يدعو الناس إلى توحيد الله، وهم يردون عليه الحديث. كذا في الإِصابة .
وأخرج الواقدي عن حسانَ بن ثابت رضي الله عنه قال: حججت والنبي صلى الله عليه وسلم يدعو الناس إلى الإِسلام وأصحابه يعذّبون، فوقفت على عمرَ يعذب جارية بني عمرو بن المؤمَّل، ثم ثبت على زِنِّيرة فيفعل بها ذلك؛ كذا في الإِصابة
Табарани
[6] передает от Мудрика
[7]: «Я совершил хадж вместе с отцом, и, когда мы остановились в Мина, оказались рядом с группой людей. И я спросил у своего отца: «Кто они?» И он сказал: «Это отступник». И тогда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «О люди! Скажите: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», – и вы будете счастливы»».
Аль-Хайтами
[8] сказал: «Все передатчики достойны доверия».
Бухари передает это в «Тарих»
[9], а также Абу Зур’а [ад-Димашки], Ибн Абу Асим. Табарани
[10] тоже передает от Хариса ибн аль-Хариса аль-Гамиди, да будет доволен им Аллах:
«Я спросил своего отца, когда мы находились в Мина: «Что это за люди?» И он сказал: «Они собрались из-за этого отступника». И я вытянул шею, чтобы увидеть его, и увидел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывает людей к тому, что Аллах Един, но люди отвергали его послание». То же сказано в «Аль-Исаба»
[11].
Аль-Вакиди передает от Хасана ибн Сабита, да будет доволен им Аллах: «Я совершал хадж, когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призывал людей к Исламу, а его последователей мучали. И я остановился и увидел, как Умар
[12] мучал рабыню племени бану Амр ибн аль-Муъаммаль. Затем он [Умар] остановился у Зинниры и начал мучать и ее».
Так же передается в «Аль-Исаба»
[13].
[1] «Сира» Ибн Хишама, 3/140.
[3] «Муснад» Ахмада, 3/492.
[5] Маджму аз-заваид, №6/36.
[7] Мудрик ибн аль-Харис аль-Гамиди. См. «Аль-Исаба» (3/394).
[8] Маджму аз-заваид, 6/21.
[9] «Ат-Тарих аль-кабир», биография №2396.
[12] Который тогда еще не принял Ислам.
[13] Аль-Исаба, 4/316. Доктор Башшар Аввад в примечании к этому сообщению указывает, что сообщение о том, что Умар мучал этих рабов, не достоверно. Достоверно, что это был Абу Джахль. См. «Хаят ас-сахаба» (1/116).
Комментарии: 0
Правила форума