Циклы Авторы Сортировка

Часть 18. Призыв к Аллаху и Его посланнику; Призыв посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, своего народа к Исламу при кончине Абу Талиба

3 103
2
8 декабря, 15

الباب الأول

باب الدعوة إلى الله وإلى رسوله

Глава первая

Призыв к Аллаху и Его посланнику
 
.كيف كانت الدعوةُ إلى الله وإِلى رسوله صلى الله عليه وسلم أحَبَّ إلى النبي عليه السلام وإلى الصحابة رضي الله عنهم من كل شيء وكيف كانوا حريصين على أَن يهتديَ الناس ويدخلوا في دين الله وينْغَمسوا في رحمة الله وكيف كان سعيهم في ذلك لإيصال الخلق إِلى الحق

О том, что призыв к Аллаху и Его посланнику, солляллаху аляйхи ва саллям, был самим любимым из всего для Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, и сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми, и о том, как они усердствовали в наставлении людей и стремлении ввести их в Ислам, желая погрузить их в милость Аллаха, и о том, что их усердие было направлено на соединение творений со своим Творцом.
 
باب الدعوة إلى الله وإلى رسوله حب الدعوة والشغف بها حرص النبي صلى الله عليه وسلم على إيمان جميع الناس

Глава о призыве к Аллаху и Его посланнику – это глава о любви к призыву и жажде к этому, [и также о] желании Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, привести всех людей к Иману.
 
أخرج الطبرني عن ابن عباس في قوله تعالى: {يَوْمَ يَأْتِ لاَ تَكَلَّمُ نَفْسٌ إِلاَّ بِإِذْنِهِ فَمِنْهُمْ شَقِىٌّ وَسَعِيدٌ } (هود: 105) ونحو هذا من القرآن قال: (إِن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يحرص أَن يؤمن جميع الناس ويبايعوه على الهدى، فأَخبره الله عزّ وجلّ أنّه لا يؤمن إِلا من سبق له من الله السعادةُ في الذِّكْر الأَول، ولا يضلُّ إِلا من سبق له من الله الشقاء في الذِّكْر الأَول، ثم قال الله عزّ وجلّ لنبيه صلى الله عليه وسلم {طسم تِلْكَ ءايَاتُ الْكِتَابِ الْمُبِينِ لَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ أَلاَّ يَكُونُواْ مُؤْمِنِينَ إِن نَّشَأْ نُنَزّلْ عَلَيْهِمْ مّنَ السَّمَآء ءايَةً فَظَلَّتْ أَعْنَاقُهُمْ لَهَا خَاضِعِينَ (الشعراء: 1 ــــ 4) . قال الهيثمي رجاله وُثِّقوا إِلا أَنَّ عليَّ بن أَبي طلحة قيل لم يسمع من ابن عباس. انتهى

Приводит ат-Табарани[1] от ибн Аббаса в отношении слов Всевышнего Аллаха: «Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения. И среди них будут несчастные и счастливые»[2] и других подобных аятов из Корана: «Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, жаждал, чтобы все люди уверовали и дали ему присягу на прямом пути. И Всевышний Аллах сообщил, что уверуют только те, кому было это предписано в предвечности. И не собьется никто, кроме как тот, кому это было предписано в предвечности. И затем сообщил Всевышний Аллах Посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям: «Та. Син. Мим. (1) Это - аяты ясного Писания. (2) Ты можешь погубить себя, скорбя над тем, что они не становятся верующими. (3) Если Мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи. (4)[3]». И сказал аль-Хайсами[4]: «Все передатчики хадиса достойны доверия, кроме Али ибн Абу Тальха, о котором сказали, что он не слышал от ибн Аббаса[5]».
 
عرضه صلى الله عليه وسلم الدعوة على قومه عند وفاة أبي طالب

Призыв посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, своего народа к Исламу при кончине Абу Талиба
 
وأخرج ابن جرير عن ابن عباس قال لمّا مرض أبو طالب دخل عليه رَهْط من قريش فيهم أَبو جهل فقالوا: إِنَّ ابن أخيك يشتم آلهتنا ويفعل ويفعل ويقول ويقول، فلو بعثتَ إِليه فنهيتَ. فبعث إِليه فجاء النبي صلى الله عليه وسلم فدخل البيت وبينهم وبين أَبي طالب قَدْرُ مجلسِ رجلٍ، قال: فخشي أبو جهل ــــ لعنهُ الله ــــ إِنْ جلس إِلى جنب أبي طالب أَنْ يكون أَرقَّ له عليه؛

Передает ибн Джарир[6] от ибн Аббаса: «Когда Абу Талиб заболел, то его посетила группа курайшитов, в которую входил Абу Джахль. И он сказали ему: «Сын твоего брата поносит наших богов, и делает то-то и то-то, и говорит то-то и то-то. Если бы ты послал к нему и запретил ему этим заниматься. И он отправил за пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и он [солляллаху аляйхи ва саллям] пришел, вошел в дом, и между ним и Абу Талибом было расстояние одного человека. И Абу Джахль, да будет он проклят, испугался, что если он [пророк] сядет рядом с дядей, то он [Абу Талиб] будет более мягок к нему.
 
فوثب فجلس في ذلك المجلس، ولم يجدْ رسول الله صلى الله عليه وسلم مجلساً قربَ عمِّه فجلس عند الباب، فقال له أبو طالب: أيْ ابن أخي، ما بال قومك يشكونك ويزعمون أَنك تشتم آلهتهم وتقول وتقول؟ قال: وأَكثروا عليه من القول

Он резко подскочил и сел на это место, и поэтому посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не нашел места рядом со своим дядей и сел возле двери. И сказал ему Абу Талиб: «Сын моего брата, в чем дело? Твои люди жалуются на тебя, заявляя, что ты поносишь их идолов и говоришь то-то и то-то», – и он перечислил многое из того, что о нем говорили.
 
.وتكلَّم رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال: «يا عمّ إِنِّي أريدهم على كلمة واحدة يقولونها؛ تَدينُ لهم بها العرب وتُؤدِّي إِليهم بها العجمُ الجزيةَ» ففزعوا لكلمته ولقوله، فقال القوم: كلمة واحدة نعمْ وأَبيكَ عشراً، فقالوا: وما هي؟ وقال أَبو طالب: وأَيُّ كلمة هي يا ابن أخي؟

И посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, заговорил и сказал: «О, дядя, я хочу собрать их вокруг одного слова, которое все арабы будут исповедовать как религию, и все не арабы будут платить им джизью». И они испугались его словам и речам, и воскликнули: «К одному слову?! Да, конечно!». И затем спросили: «Что это за слово?!». И сказал Абу Талиб: «Что это за слово, о сын моего брата?!».
 
قال صلى الله عليه وسلم «لا إِله إِلا الله»، فقاموا فَزِعين ينفِضُون ثيابهم وهم يقولون: {أَجَعَلَ الاْلِهَةَ الهاً واحِداً إِنَّ هَاذَا لَشَىْء عُجَابٌ } (ص: 5)، قال: ونزلت من هذا الموضع ــــ إِلى قوله: {بَل لَّمَّا يَذُوقُواْ عَذَابِ} (ص: 8). وهكذا رواه الإِمام أحمد والنِّسائي وابن أَبي حاتم وابن جرير كلهم في تفاسيرهم، ورواه الترمذي وقال: حسن، كذا في التفسير لابن كثير ؛ وأَخرجه البيهقي أَيضاً والحاكم بمعناه وقال: حديث صحيح الإِسناد ولم يخرِّجاه، وقال الذهبي: صحيح ا هـ.


Сказал посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха». И они все вскочили от испуга, тряся своей одеждой, говоря: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»[7]. И этот аят был ниспослан до: «Знатные люди из их числа удалились со словами: «Ступайте и терпите за ваших богов. Воистину, это - некий замысел (или нечто желанное). (6) Мы не слышали об этом в последней религии. Это - не что иное, как вымысел. (7) Неужели среди нас Напоминание ниспослано только ему одному?». Но нет! Они сомневаются в Моем Напоминании (Коране). Но нет! Они еще не вкусили мучений[8]».

И этот хадис приводят также имам Ахмад[9], ан-Насаи[10], Ибн Абу Хатим  и ибн Джарир в своих тафсирах. Также приводит имам ат-Тирмизи[11], сказав, что этот хадис хасан, также в тафсире ибн Касир[12]. Также хадис с подобным смыслом приводят аль-Байхаки[13] и аль-Хаким[14], сказав: «Хадис достоверный, но [Бухари и Муслим] не привели его». И аз-Захаби сказал: «Хадис достоверный».

 

[1] Ат-Табарани «аль-Кабир» (13020).

 

[2] Коран 11:105

 

[3] Коран 26:1-4

 

[4] Маджма’у-з-Заваид 7\85

 

[5] То есть хадис с прерывающимся иснадом.

 

[6] Тафсир 23\120

 

[7] Коран 38:5

 

[8] Коран 38:6-8

 

[9] Муснад Ахмад 1\227

 

[10] Тафсир ан-Насаи 456

 

[11] Сунан ат-Тирмизи №3232

 

[12] Тафсир ибн Касир 4\28

 

[13] Сунан Кубра 9\188

 

[14] Мустадрак 2\432

АВТОР ЦИКЛА
Жизнь сподвижников
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Юсуф аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЮСУФ АЛЬ-ХАНАФИ
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Yakin
0
<p>Ассаламу алейкум. Тут ошибка "И он сказали ему: «Сын твоего брака". Брака-брата. </p><p><br><br><br></p>
20 августа, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям. Джазака Аллаху хайран! Исправили.</p>
20 августа, 17
Список уроков