Часть 18. Призыв к Аллаху и Его посланнику; Призыв посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, своего народа к Исламу при кончине Абу Талиба
الباب الأول
Глава первая
Призыв к Аллаху и Его посланнику
О том, что призыв к Аллаху и Его посланнику, солляллаху аляйхи ва саллям, был самим любимым из всего для Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, и сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми, и о том, как они усердствовали в наставлении людей и стремлении ввести их в Ислам, желая погрузить их в милость Аллаха, и о том, что их усердие было направлено на соединение творений со своим Творцом.
Глава о призыве к Аллаху и Его посланнику – это глава о любви к призыву и жажде к этому, [и также о] желании Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, привести всех людей к Иману.
Приводит ат-Табарани[1] от ибн Аббаса в отношении слов Всевышнего Аллаха: «Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения. И среди них будут несчастные и счастливые»[2] и других подобных аятов из Корана: «Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, жаждал, чтобы все люди уверовали и дали ему присягу на прямом пути. И Всевышний Аллах сообщил, что уверуют только те, кому было это предписано в предвечности. И не собьется никто, кроме как тот, кому это было предписано в предвечности. И затем сообщил Всевышний Аллах Посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям: «Та. Син. Мим. (1) Это - аяты ясного Писания. (2) Ты можешь погубить себя, скорбя над тем, что они не становятся верующими. (3) Если Мы пожелаем, то ниспошлем им с неба знамение, перед которым покорно склонятся их шеи. (4)[3]». И сказал аль-Хайсами[4]: «Все передатчики хадиса достойны доверия, кроме Али ибн Абу Тальха, о котором сказали, что он не слышал от ибн Аббаса[5]».
Призыв посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, своего народа к Исламу при кончине Абу Талиба
Передает ибн Джарир[6] от ибн Аббаса: «Когда Абу Талиб заболел, то его посетила группа курайшитов, в которую входил Абу Джахль. И он сказали ему: «Сын твоего брата поносит наших богов, и делает то-то и то-то, и говорит то-то и то-то. Если бы ты послал к нему и запретил ему этим заниматься. И он отправил за пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и он [солляллаху аляйхи ва саллям] пришел, вошел в дом, и между ним и Абу Талибом было расстояние одного человека. И Абу Джахль, да будет он проклят, испугался, что если он [пророк] сядет рядом с дядей, то он [Абу Талиб] будет более мягок к нему.
Он резко подскочил и сел на это место, и поэтому посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не нашел места рядом со своим дядей и сел возле двери. И сказал ему Абу Талиб: «Сын моего брата, в чем дело? Твои люди жалуются на тебя, заявляя, что ты поносишь их идолов и говоришь то-то и то-то», – и он перечислил многое из того, что о нем говорили.
И посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, заговорил и сказал: «О, дядя, я хочу собрать их вокруг одного слова, которое все арабы будут исповедовать как религию, и все не арабы будут платить им джизью». И они испугались его словам и речам, и воскликнули: «К одному слову?! Да, конечно!». И затем спросили: «Что это за слово?!». И сказал Абу Талиб: «Что это за слово, о сын моего брата?!».
Сказал посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха». И они все вскочили от испуга, тряся своей одеждой, говоря: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»[7]. И этот аят был ниспослан до: «Знатные люди из их числа удалились со словами: «Ступайте и терпите за ваших богов. Воистину, это - некий замысел (или нечто желанное). (6) Мы не слышали об этом в последней религии. Это - не что иное, как вымысел. (7) Неужели среди нас Напоминание ниспослано только ему одному?». Но нет! Они сомневаются в Моем Напоминании (Коране). Но нет! Они еще не вкусили мучений[8]».
И этот хадис приводят также имам Ахмад[9], ан-Насаи[10], Ибн Абу Хатим и ибн Джарир в своих тафсирах. Также приводит имам ат-Тирмизи[11], сказав, что этот хадис хасан, также в тафсире ибн Касир[12]. Также хадис с подобным смыслом приводят аль-Байхаки[13] и аль-Хаким[14], сказав: «Хадис достоверный, но [Бухари и Муслим] не привели его». И аз-Захаби сказал: «Хадис достоверный».
[1] Ат-Табарани «аль-Кабир» (13020).
[2] Коран 11:105
[3] Коран 26:1-4
[4] Маджма’у-з-Заваид 7\85
[5] То есть хадис с прерывающимся иснадом.
[6] Тафсир 23\120
[7] Коран 38:5
[8] Коран 38:6-8
[9] Муснад Ахмад 1\227
[10] Тафсир ан-Насаи 456
[11] Сунан ат-Тирмизи №3232
[12] Тафсир ибн Касир 4\28
[13] Сунан Кубра 9\188
[14] Мустадрак 2\432
Комментарии: 2
Правила форума