Циклы Авторы Сортировка

Часть 71. Хадис Алькамы о сути веры и призыва к вере и религиозным обязанностям

3 101
3 октября, 17
حديث علقمة في حقيقة الإِيمان والدعوة إلى الإِيمان والفرائض
 
Хадис Алькамы о сути веры и призыва к вере и религиозным обязанностям
 
وأخرج الحاكم عن علقمة بن الحارث رضي الله عنه يقول: قدمت على رسول الله صلى الله عليه وسلم ـ وأنا سابع من قومي ــــ فسلَّمنا على رسول الله صلى الله عليه وسلم فردَّ علينا؛ فكلَّمناه فأعجبه كلامنا. وقال: «ما أنتم؟» قلنا؛ مؤمنون. قال «لكل قول حقيقة فما حقيقة إيمانكم؟» قلنا: خمس عشرة خصلة: خمس أمرتَنا بها، وخمس أمرَتْنا بها رسلك، وخمس تخلقنا بها في الجاهلية ونحن عليها إلى الآن إلا أن تنهانا يا رسول الله. قال: «وما الخمس التي أمرتكم بها؟» قلنا: أمرتَنا أن نؤمن بالله، وملائكته، وكتبه، ورسله، والقدر خيره وشره. قال: «وما الخمس التي أمرتكم بها رسلي؟» قلنا: أمرتنا رسلك أن نشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأنك عبده ورسوله، ونقيم الصلاة المكتوبة، نؤدي الزكاة المفروضة، ونصوم شهر رمضان، ونحجّ البيت إن استطعنا إليه السبيل. قال: «وما الخصال التي تخلَّقتم بها في الجاهلية؟» قلنا: الشكر عند الرَّخاء، والصبر عند البلاء، والصدق في مواطن اللقاء، والرضا بمرّ القضاء، وترك الشماتة بالمصيبة إذا حلَّت بالأعداء. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم «فقهاء أُدباء، كادوا أن يكونو اأنبياء من خصال ما أشرفها» وتبسَّم إِلينا. ثم قال: «أنا أوصيكم بخمس خصال ليكمل الله لكم خصال الخير: لا تجمعوا ما لا تأكلون، ولا تبنوا ما لا تسكنون، ولا تنافَسُوا فيما غدا عنه تزولون، واتقوا الله الذي إليه تحشرون وعليه تقدَمون، وارغبوا فيما إليه تصيرون وفيه تخلدون» كذا في الكنز . وأخرجه أيضاً أبو سعيد النَّيسابوري في شرف المصطفى عن علقمة بن الحارث رضي الله عنه. وأخرجه العسكري والرشاطي وابن عساكر عن سويد بن الحارث ــــ فذكر الحديث بطوله؛ وهذا أشهر كما في الإِصابة . وأخرجه أبو نعيم في الحلية عن سويد بن الحارث رضي الله عنه قال: وفدتُ على رسول الله صلى الله عليه وسلم سابع سبعة من قومي، فلما دخلنا عليه وكلمناه فأعجبه ما رأى من
 
سمْتِنا وزيِّنا. فقال: «ما أنتم؟» قلنا: مؤمنين. فتبسَّم رسول الله صلى الله عليه وسلم وقال: «إنَّ لكلقول حقيقة، فما حقيقة قولكم وإيمانكم؟» قال سويد: فقلنا خمس عشرة خصلة: خمس منها أمَرتنا رسلك أن نؤمن بها، وخمس منها أمَرَتْنا رسلك أن نعمل بها، وخمس منها تخلَّقنا بها في الجاهلية فنحن عليها إلا أن تكره منها شيئاً ــــ فذكره بمعناه إلا أنه ذكر: والبعث بعد الموت ــــ بدل: القدر خيره وشره. وذكر: الصبر عند شماتة الأعداء ــــ بدل: وترك الشماتة.

وقد تقدم حديث رجل من بَلْعَدَوِيَّة عن جده ــــ فذكر الحديث، وفيه: قال: ما تدعو إليه؟ قال: «أدعو عباد الله إلى الله». قال قلت: ما تقول؟ قال: «أشهد أن لا إِله إلا الله وأنِّي محمد رسول الله، وتؤمن بما أنزله عليّ، وتكفر باللات والعزَّى، وتقيم الصلاة وتؤتى الزكاة».. ــــ في دعوته صلى الله عليه وسلم لرجل لم يسمَّ (ص 81 ــــ 82).
 
Аль-Хаким[1] передает от Алькамы ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах:
 
«Я прибыл седьмым из семерых из своего племени, которые приехали посетить Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. И мы поприветствовали его, и он поприветствовал нас и начал говорить с нами, и его восхитила наша речь!
 
И он спросил нас: «Вы кто?»[2]
 
Мы сказали: «Мы верующие».
 
И он тогда сказал: «У каждого слова есть своя суть. В чем суть вашей веры?»
 
И мы сказали: «Пятнадцать вещей, пять из которых ты повелел нам, пять повелели твои посланники и пять мы приобрели еще в эпоху невежества и следуем им по сей день, если только ты не запретишь, о Посланник Аллаха».
 
И он спросил: «Какие пять вещей я велел вам?»
 
Мы сказали: «Ты повелел нам уверовать в Аллаха, в Его ангелов, Писания, посланников и предопределение».
 
И тогда он спросил: «Какие пять вещей повелели вам мои посланники?»
 
И мы ответили: «Нам повелели твои посланники засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что ты Его раб и посланник, а также выстаивать обязательные молитвы, выплачивать обязательный закят, поститься в Рамадан и совершить хадж, если мы сможем».
 
Затем он спросил: «Что это за качества, которые вы приобрели в эпоху невежества?»
 
И тогда мы сказали: «Благодарность при богатстве, терпение при трудностях, стойкость в битвах, довольство при трудных обстоятельствах предопределения и отказ от злорадства из-за трудностей наших врагов».
 
И он сказал в ответ на это: «Знающие люди приблизятся к пророкам, если приобретут эти качества».
 
И после этих слов он улыбнулся нам, а затем сказал:
 
«Я также завещаю вам еще пять вещей, чтобы Аллах усовершенствовал в вас благие качества: не собирайте то, что вы не едите, не стройте то, в чем не будете жить, не соревнуйтесь между собой в том, что завтра покинете, бойтесь Аллаха, перед Которым вы будете воскрешены, и стремитесь к тому, с чем вы предстанете перед Ним».
 
Также это передается в «Аль-Канз»[3]. И это передает Абу Саад ан-Нейсабури в «Шараф аль-Мустафа» от Алькамы ибн аль-Хариса.
 
Аль-Аскари, ар-Рушати и Ибн Асакир тоже передают от Сувайда ибн аль-Хариса, который рассказал весь этот хадис, и этот риваят самый известный, как сказано в «Аль-Исаба»[4]. Абу Нуайм в «Аль-Хилья»[5] передает от Сувейда ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах:
 
«Группа из семи человек из нашего племени направилась к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Мы зашли к нему и начали говорить с ним, и его восхитили те качества, что он заметил в нас.
 
И он спросил нас: «Вы кто?»
 
Мы сказали: «Верующие».
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, улыбнулся и сказал: «У каждого слова есть своя суть. В чем суть ваших слов и вашей веры?»»
 
Сувейд сказал:
 
«Мы ответили ему: «В пятнадцати вещах: в пять из них твои посланники велели нам уверовать, пять вещей твои посланники велели нам совершать, и пять вещей были нам свойственны еще с эпохи невежества, если только ты не будешь против»».
 
И далее все продолжается точно так же, только говорится о «вере в воскрешение после смерти» вместо «веры в предопределение», и он назвал «терпение при оскорблении со стороны врагов» вместо «отсутствия злорадства».
 
И уже был хадис в разделе о призыве от безымянного человека из Баль’адавия, который передавал от своего деда, где говорилось:
 
« – К чему ты призываешь?
 
И он сказал: «Я призываю раба Аллаха к Аллаху».
 
И он сказал: «А что нужно сказать?»
 
И он сказал: «Засвидетельствуй, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я, Мухаммад, Посланник Аллаха, и уверуй во все, что ниспослано мне, не верь в Лат и Узза, выстаивай молитву и выплачивай закят»».
 
[1] В «Аль-Канз» указывается, что этот хадис есть в «Аль-Мустадрак» аль-Хакима, но его там нет ни от Алькамы ибн аль-Хариса, ни от Сувейда ибн аль-Хариса.
 
[2] То есть в плане религии.
 
[3] Канз аль-уммаль, 1/69, №1369.
 
[4] Аль-Исаба, 2/98.
 
[5] Аль-Хилья, 9/279.
АВТОР ЦИКЛА
Жизнь сподвижников
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Юсуф аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЮСУФ АЛЬ-ХАНАФИ
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков