Циклы Авторы Сортировка

Часть 72. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призвал своих сподвижников доносить до людей его призыв

3 642
24 октября, 17
Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, посылал письма правителям и другим людям, призывая их к Аллаху и принятию Ислама
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призвал своих сподвижников доносить до людей его призыв
 
أخرج الطبراني عن المِسْوَر بن مَخْرمة رضي الله عنه قال: خرج رسول الله صلى الله عليه وسلم على أصحابه فقال: «إِنَّ الله بعثني رحمة للناس كافة، فأدُّوا عني ــــ رحمكم الله ــــ ولا تختلفوا كما اختلف الحواريّون على عيسى عليه السلام، فإنه دعاهم إلى مثل ما أدعوكم إليه. فأما من بَعُدَ مكانة فكرهه، فشكا عيسى بن مريم ذلك إلى الله عزَّ وجلَّ، فأصبحوا كلُّ رجل منهم يتكلم بكلام القوم الذي وُجِّه إليهم. فقال لهم عيسى: هذا أمر قد عزم الله لكم عليه فافعلوا». فقال أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم نحن ــــ يا رسول الله ــــ نؤدي إليك فابعثنا حيث شئت. فبعث رسول الله صلى الله عليه وسلم عبد الله بن حُذَافة رضي الله عنه إلى كسرى، وبعث سَلِيط بن عمرو رضي الله عنه إلى هَوْذَة بن علي صاحب اليمامة، وبعث العلاء بن الحضرمي رضي الله عنه إلى المنذر بن ساوَى صاحب هَجَر، وبعث عمرو بن العاص رضي الله عنه إله جَيْفَر عبَّاد ابني الجُلَنْدي مَلِكي عُمَان، وبعث دِحْيَة الكلبي رضي الله عنه إِلى قيصر، وبعث شُجاع بن وَهْب الأسديّ رضي الله عنه إلى المُنذر بن الحارث بن أبي شِمْر الغسَّاني، وبعث عمرو بن أُمية الضَّمْري رضي الله عنه إلى النجاشي. فرجعوا جميعاً قبل وفاة رسول الله صلى الله عليه وسلم غير العلاء بن الحضرمي، فإنّ رسول الله صلى الله عليه وسلم توفي وهو بالبحرين. قال الهيثمي وفيه: محمد بن إسماعيل بن عيّاش وهو ضعيف. كذا في المجمع .
 
Ат-Табарани[1] передает от аль-Мисвара ибн Махрама, да будет Аллах доволен ими обоими:
 
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вышел к своим сподвижникам и сказал: «Аллах послал меня ко всему человечеству в виде милости! И доносите, да помилует Аллах, этот призыв и не спорьте, как апостолы спорили с Исой, мир ему, которых он призывал к тому же, к чему призываю и я вас, но каждый из них в итоге стал говорить на языке народа, к которому был отправлен. И Иса сказал им: «Это решение Аллаха, и поэтому выполняйте его!»»
 
И сподвижники посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказали: «Мы, о Посланник Аллаха, подчиняемся тебе, и поэтому отправляй нас, куда пожелаешь!»
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Абдуллаха ибн Хузафа, да будет доволен им Аллах, к Кисре, Салита ибн Амра, да будет доволен им Аллах, к Хавзе ибн Али, правителю Ямамы, Амра ибн аль-Аса, да будет доволен им Аллах, к Джайру и Аббаду, сыновьям аль-Джулунди, правителям Оммана, Дихья аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, к Кайсару, Шуджа ибн Вахба аль-Асади, да будет доволен им Аллах, к Мунзиру ибн аль-Харису ибн Аби Шимру аль-Гасани[2] и Амра ибн Умайя ад-Дамари – к ан-Наджаши. И все они вернулись до кончины Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, кроме аль-Аляъ аль-Хадрами, который был в Бахрейне, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, скончался.
 
Аль-Хайсами сказал: «В хадисе есть Мухаммад ибн Исмаиль ибн Ияш, который является слабым передатчиком». Так сказано в «Аль-Маджма»[3].
 
قال الحافظ في الفتح ــــ وزاد صحاب السِّيَر: أنه بعث المهاجر بن أبي أُمية إلى الحارث بن عبد الكُلال، وجريراً رضي الله عنهما إلى ذي الكَلاع، والسائب رضي الله عنه إلى مُسَيْلَمة، وحاطب بن أبي بَلْتعة رضي الله عنه إلى المُقَوقس ــــ ا هـ.
 
Аль-Хафиз[4] сказал в «Аль-Фатх»:
 
«Ученые в области сиры добавили, что он послал Мухаджира ибн Абу Умайя к Харису ибн Абдулькуляу, Джарира, да будет доволен им Аллах, к Зи аль-Каля[5], ас-Саиба, да будет доволен им Аллах, к Мусайляме, и Хатыба ибн Абу Бальтаа, да будет доволен им Аллах, к аль-Мукавкису[6].
 
وأخرج مسلم عن أنس رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كتب قبل موته إلى كسرى، وقيصر، وإِلى النَّجاشي، وإِلى كلِّ جبَّار عنيد يدعوهم إلى الله عزّ وجلّ، وليس بالنجاشي الذي صلَّى عليه. كذا في البداية .
 
Муслим[7] передает от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, написал письмо перед своей кончиной Кисре, Кайсару, ан-Наджаши и к каждому тирану, призывая их к Аллаху. Этот ан-Наджаши – не тот, по которому Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершил молитву.  То же сказано в «Аль-Бидая»[8].
 
وأخرجه أحمد، والطبراني عن جابر رضي الله عنه قال: كتب رسول الله صلى الله عليه وسلم قبل أن يموت إلى كسرى وقيصر وإِلى كلِّ جبار. قال الهيثمي وفيه: ابن لهيعة وحديثه حسن، وبقية رجاله رجال الصحيح.
 
Ахмад[9] и ат-Табарани передают от Джабира, да будет доволен им Аллах:
 
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, написал послания перед своей кончиной Кисре, Кейсару и каждому тирану».
 
Аль-Хайсами[10] сказал:
 
«В иснаде хадиса – Ибн Ляхиа, и хадисы от него – хасан, а остальные передатчики достоверные».
 
[1] Аль-Кабир, т. 20, хадис №12.
 
[2] Который был в Дамаске.
 
[3] Маджма аз-заваид, 5/306.
 
[4] Фатх аль-Бари, 8/89.
 
[5] Племя в Йемене.
 
[6] То есть правителю Египта.
 
[7] «Сахих» Муслима (№1227).
 
[8] Аль-Бидая ван-нихая, 4/262.
 
[9] «Муснад» Ахмада (3/133).
 
[10] Маджма аз-заваид, 5/305.
АВТОР ЦИКЛА
Жизнь сподвижников
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Юсуф аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЮСУФ АЛЬ-ХАНАФИ
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков