Циклы Авторы Сортировка

Часть 31. Призыв посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, Димана, да будет доволен им Аллах

3 980
5 февраля, 16

دعوته صلى الله عليه وسلم لِضماد رضي الله عنه


Призыв посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, Димана, да будет доволен им Аллах.
 
أخرج مسلم والبيهقي عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: قدم ضِماد مكة ــــ وهو رجل من أزْدِشَنوءَة ــــ وكان يرقي من هذه الرياح، فسمع سفهاء من أهل مكة يقولون: إنَّ محمداً مجنون فقال: أين هذا الرجل؟ لعلَّ الله أن يشفيَه على يديَّ، فلقيت محمداً فقلت: إني أرقي من هذه الرياح وإنَّ الله يشفي على يديَّ من شاء فهلمَّ؛ فقال محمد: «إنَّ الحمد لله نحمده ونستعينه، من يهدِه الله فلا مضلَّ له ومن يُضْلِلْ فلا هادي له، أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له» ــــ ثلاث مرات ــــ، فقال: والله لقد سمعتُ قول الكهنة وقول السحرة وقول الشعراء، فما سمعت مثل هؤلاء الكلمات، فهلُمَّ يدك أبايِعْك على الإِسلام.

Передают Муслим[1] и аль-Байхаки[2] от ибн Аббаса, да будет доволен им и его отцом Аллах: «Диман прибыл в Мекку из Аздишанва, он лечил людей при помощи рукия. И он услышал, как мекканские глупцы говорили, что Мухаммад сумашедший. Он спросил их: «Где этот человек?  Возможно, Аллах излечит его через меня». И когда он встретил Мухаммада, сказал ему: «Я лечу через рукия, и Всевышний Аллах исцеляет через меня кого пожелает».
 
И Мухаммад ответил: «Поистине, вся хвала лишь Аллаху, Его мы восхваляем и к лишь к Нему взываем, и кого Аллах наставит, то нет никого, кто мог бы его сбить, а у того, кого сбил Аллах, нет наставляющего. И я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища». И повторил это три раза.
 
Тогда [Диман] сказал: «Клянусь Аллахом, я слышал всякие слова колдунов, магов и поэтов, но таких слов я никогда не слышал!
 
Дай свою руку, и я присягну тебе и Исламу!».
 
فبايعه رسولُ الله صلى الله عليه وسلم فقال له: وعلى قومك، فقال: وعلى قومي. فبعث النبي صلى الله عليه وسلم جيشاً فمرُّوا بقوم ضِمَاد، فقال: صاحب الجيش للسريَّة: هل أصبتم من هؤلاء القوم شيئاً؟ فقال رجل منهم: أصبت منهم مَطْهَرَة، فقال: ردَّها عليهم فإنهم قوم ضِمَاد. وفي رواية. فقال له ضماد: أعِدْ عليّ كلماتُك هؤلاء، فلقد بلغنَ قاموس البحر. كذا في البداية .

И посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, принял его присягу, и велел ему оставаться со своим народом, и он заверил, что будет со своим народом.
 
И когда посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, послал войско мимо народа Димана, амир войска спросил своих воинов: «Что вы получили от этого народа?».
 
Один из них сказал: «Они дали нам бурдюк с водой».
 
И он сказал: «Верните им его, потому что это народ Димана».».
 
И в другом риваяте приводится, что во время разговора с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, Диман сказал: «Повтори мне эти слова еще раз». Так же в аль-Бидая.[3]
 
وأخرجه أيضاً النِّسائي والبَغَوي ومُسَدِّد في مسنده كما في الإِصابة . وأخرجه أبو نعيم في دلائل النبوّة (ص 77) من طريق الواقدي قال: حدّثني محمد بن سُلَيط عن أبيه عن عبد الرحمن العدوي قال: قال ضِمَاد: قدمت مكة معتمراً فجلست مجلساً فيه أبو جهل وعتبة بن ربيعة وأُميّة بن خَلَف، فقال أبو جهل: هذا الرجل الذي فرَّق جماعتنا، وسفَّه أحلامنا، وأضلَّ من مات، منا، وعاب آلهتنا؛ فقال أُمية: الرجل مجنون غير شكَ. قال ضماد: فوقعتْ في نفسي كلمتُه وقلت: إني رجل أعالج من الريح، فقمت من ذلك المجلس وأطلب رسول الله صلى الله عليه وسلم فلم أُصادفه ذلك اليوم حتى كان الغد، فجئته فوجدته جالساً خلف المَقَام يصلِّي، فجلست حتى فرغ ثم جلست إليه فقلت: يا ابن عبد المطلب، فأقبل عليّ فقال: ما تشاء؟ فقلت: إنِّي أعالج من الريح، فإن أحببت عالجتك ولا تُكبِرنَّ ما بك فقد عالجت من كان به أشدّ مما بك فبرأ، وسمعت قومك يذكرون فيك خصالاً سيئة: من تسفيه أحلامهم، وتفريق جماعتهم، وتضليل من مات منهم، وعيب آلهتهم، فقلت: ما فعل هذا إلا رجل به جِنَّة.

Также передают ан-Насаи[4], аль-Багави и Мусаддад в своем Муснаде, как это указано в аль-Исаба[5].
 
Также передает Абу Ну’айм в «Далаил ан-Нубувва» от аль-Вакиди:
 
«Передает Мухаммад ибн Сулейт от его отца от Абдурахмана аль-Адави, что Диман сказал:
 
«Я приехал в Мекку для совершения Умры и после сел в собрании, на котором были Абу Джахль, Утба ибн Рабиа и Умаййа ибн Халяф. И сказал Абу Джахль: “Этот человек разделил нас, разрушил наши мечты, посчитал заблудшими тех, кто умер из нас и порицает наших богов”.
 
И сказал Умаййа: “Этот человек сумасшедший, и в этом нет никаких сомнений”.
 
Эти слова запали мне в сердце. И я обещал себе, что вылечу этого человека. Я встал с этого собрания с желанием встретить посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, но в этот день мне не удалось его найти, и я нашел его на следующий день. Он совершал молитву в макам [Ибрахим]. Я сидел [неподалеку] пока он не закончил молитву, а потом сел рядом с ним.
 
И я обратился к нему: “О, сын ибн Абдуль Муталиба”.
 
Он повернулся ко мне и спросил: “Что ты хочешь?”.
 
Я сказал: “Я лечу душевные недуги. И не отчаивайся в отношении себя, ибо я вылечил тех, кто был болен больше тебя. Я слышал, как твой народ говорит о дурных качествах в тебе: ты приводишь к смуте, разделяешь их, обвиняешь в заблуждении умерших, порицаешь их божества”.
 
И добавил: “Это не делает никто, кроме как умалишенный”.
 
فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم «الحمد لله أحمده وأستعينه وأؤمن به وأتوكل عليه، من يهده الله فلا مضلَّ له ومن يضلله فلا هادي له، وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأشهد أنَّ محمداً عبده ورسوله». قال ضماد: فسمعت كلاماً لم أسمع كلاماً قطُّ أحسن منه فاستعدته الكلام فأعاد عليّ، فقلت: إلامَ تدعو؟ قال: «إلى أن تؤمن بالله وحده لا شريك له، وتخلع الأوثان من رقبتك، وتشهد أنِّي رسول الله». فقلت: فماذا لي إن فعلت؟ قال: «لك الجنة»، قلت: فإنِّي أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأخلع الأوثان من رقبتي وأبرأ منها، وأشهد أنَّك عبد الله ورسوله. فأقمت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى عُلِّمت سوراً كثيرة من القرآن، ثم رجعت إلى قومي. قال عبد الله بن عبد الرحمن العدوي: فبعث رسول الله صلى الله عليه وسلم عليَّ بن أبي طالب رضي الله عنه في سريّة وأصابوا عشرين بعيراً بموضع واستاقوها، وبلغ عليَّ بن أبي طالب أنَّهم قوم ضِمَاد فقال: ردّوها إليهم، فرُدَّت.

Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, ответил:
 
“Вся хвала Аллаху, лишь Его я восхваляю, лишь к Нему я обращаюсь за помощью, и верую в Него, и лишь на Него я полагаюсь. И того, кого Аллах наставил, никто не собьет, а у того, кого Аллах сбил, нет наставляющего. И я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник”.
 
Я услышал речь, которую никогда не слышал до этого, и попросил его [солляллаху аляйхи ва саллям] повторить это еще раз, он повторил. Затем я спросил его: “К чему ты призываешь?”.
 
Он ответил: “Чтобы ты уверовал в Аллаха, у которого нет сотоварища, и сбросил идолов со своих плеч, и чтобы ты засвидетельствовал, что я – посланник Аллаха”.
 
Я спросил: “Что мне будет, если я сделаю это?”.
 
И он сказал: “Ты заслужишь Рай”.
 
И тогда я сказал: “Я свидетельствую, что никто не заслуживает поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и скидываю идолов со своих плеч и отрекаюсь от них. И я свидетельствую, что ты – раб Аллаха и Его посланник”.
 
Я оставался рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, некоторое время, и он обучил меня многим сурам, а затем я вернулся к своему народу».
 

Говорит Абдуллах ибн Абдурахман аль-Адави: «Однажды, посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, отправил Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, с войском по заданию. И они нашли в одном месте двадцать верблюдов и напоили их. Затем до Али ибн Абу Талиба дошло, что это верблюды народа Димана, и он приказал их вернуть, и их вернули».

 

 

[1] Сахих Муслим, 1\593;

 

[2] Далаил ан-Нубувва, 2\223-224; ас-Сунан аль-Кубра, 3\214;

 

[3] Аль-Бидая ва ан-Нихая, 3\36;

 

[4] Аль-Муджтаба, 6\89;

 

[5] Аль-Исаба, 2\210; Также это передают: Ахмад в Муснаде, 1\302; ибн Хиббан, №6568; ибн Маджа, №1893;

АВТОР ЦИКЛА
Жизнь сподвижников
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Юсуф аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЮСУФ АЛЬ-ХАНАФИ
Урок вышел:вторник
Новый урок:пятница
Список уроков