عرضه عليه السلام الدعوة على الأوس والخزرج
Пророк ﷺ призвал аль-Аус и аль-Хазрадж принять Ислам
وأخرج أبو نُعيم في الدلائل (ص 105) من طريق الواقدي عن إسحاق بن حباب عن يحيى بن يعلى قال: قال علي بن أبي طالب رضي الله عنه يوماً ــــ وهو يذكر الأنصار وفضلهم وسابقتهم ــــ ثم قال: إنّه ليس بمؤمن من لم يحبَّ الأنصار ويعرف لهم حقوقهم، هم ــــ والله ــــ ربَّوا الإِسلام كما يُربى الفَلُوُّ في غنائهم بأسيافهم وطول ألسنتهم وسخاء أنفسهم. لقد كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يخرج في المواسم فيدعو القبائل، ما أحدٌ من الناس يستجيب له ويقبل منه دعاءه. فقد كان يأتي القبائل بمجنَّة وعُكاظ وبمنى حتى يستقبل القبائل يعود إليهم سنة بعد سنة، حتى إنَّ القبائل منهم من قال: ما آن لك أنْ تيأس منا؟ من طول ما يعرض نفسه عليهم، حتى أراد الله عزّ وجلّ ما أراد بهذا الحيِّ من الأنصار فأعرض عليهم الإِسلام، فاستجابوا وأسرعوا وآوَوا ونصروا وواسوا ــــ فجزاهم الله خيراً ــــ قدمنا عليهم، فنزلنا معهم في منازلهم، ولقد تشاحُّوا فينا، حتى إن كانوا ليقترعون علينا، ثم كنَّا في أموالهم أحقَّ بها منهم طيبة بذلك أنفسهم؛ ثم بذلوا مهج أنفسهم دون نبيهم صلى الله عليه وسلم وعليهم أجمعين.
Абу Нуайм передает в «Даляиль»
[1] от аль-Вакиди от Исхака ибн Хубаба от Яхьи ибн Я’ля:
«Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, однажды сказал, говоря о достоинстве ансаров: «Тот, кто не любит ансаров и не знает их прав, – не верующий».
Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, они поддержали Ислам своими мечами, красотой речи и щедростью своих сердец! Посланник Аллаха ﷺ во время хаджа приходил к разным племенам, призывая их к Исламу, и никто из них не отвечал ему и не принимал его призыв. И он приходил к племенам в Маджина, Указ и Мина. И год за годом он ходил к этим племенам, так что даже некоторые из них сказали: «Когда же ты перестанешь на нас надеяться?» – из-за того что он долго предлагал им поддержать свой призыв. И так было, до того как Всевышний Аллах пожелал, чтобы он встретил ансаров, которым он предложил принять Ислам, и они приняли. И они приняли Посланника Аллаха ﷺ в своем городе и сочувствовали ему. И пусть Аллах воздаст им благом за все это.
И мы переселились с ним и жили с ними в их жилищах. И они предпочли нас себе до такой степени, что бросали жребий за право принять кого-то из нас как своих гостей. И они предпочитали нас себе в плане своего имущества из-за их щедрости. И они отдали свои жизни ради защиты своего Пророка ﷺ»».
وأخرج أبو نُعيم أيضاً في الدلائل (ص 105) عن أمِّ سعد بنت سعد بن الربيع رضي الله عنهما قالت: أقام رسول الله صلى الله عليه وسلم بمكة ما أقام يدعو القبائل إلى الله عزّ وجلّ يؤُذى ويُشتم، حتى أراد الله عزّ وجلّ بهذا الحيِّ من الأنصار ما أراد من الكرامة، فانتهى رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى نفر منهم عند العقبة وهم يحلِقون رؤوسهم. قلت: من هم يا أمَّه؟ قالت: ستة نفر أو سبعة، منهم من بني النجار ثلاثة: أسعد بن زُرارة وابنا عفراء، ولم تُسمِّ لي من بقي. قالت: فجلس رسول الله صلى الله عليه وسلم إليهم، فدعاهم إلى الله عزّ وجلّ، فقرأ عليهم القرآن، فاستجابوا لله ولرسوله، وفوافَوا قابل وهي العقبة الأولى؛ ثم كانت العقبة الآخرة. قلت لأمِّ سعد: وكم كان رسول الله صلى الله عليه وسلم أقام بمكة؟ قالت: أما سمعت قول أبي صِرْمَة قيسِ بن أبي أنس؟ قلت: لا أدري ما قال، فأنشدتني قوله:
ثَوَى في قريشٍ بِضْعَ عشْرَة حَجَّة
يُذكِّرُ لو لاقَى صديقاً مواتيا
وذكر الأبيات كما سيأتي في باب النُصرة من حديث ابن عباس رضي الله عنهما.
Абу Нуайм в передает в «Даляиль»
[2] от Умм Саад бинт Саад ибн ар-Раби, да будет доволен ею Аллах, которая говорит:
«Посланник Аллаха ﷺ находился в Мекке, призывая племена ко Всевышнему Аллаху, но его притесняли и оскорбляли. И Всевышний Аллах решил почтить ансаров, когда Посланник Аллаха ﷺ пришел к ним возле Акаба, когда они брили головы».
[И один из передатчиков спросил ее]: «А сколько их было?» И она сказала: «Эта была группа из шести или семи человек. Трое – из бану ан-Наджар: Ас’ад ибн Зурара и двое сыновей Афраъ», – а другие не были названы.
И она продолжает: «И Посланник Аллаха ﷺ сел к ним и начал призывать их к Аллаху и читать им Коран, и они ответили Аллаху и Его Посланнику и договорились встретиться с ним в следующем году. И [это событие известно как] первая Акаба. А затем была следующая Акаба».
[И один из передатчиков говорит]: «И я спросил Умм Саад: «А сколько Посланник Аллаха ﷺ оставался в Мекке?»
И она ответила: «Ты слышал слова Абу Сирма Кейса ибн Абу Анаса?»
И я сказал: «Я не знаю, что он сказал».
И тогда она прочитала стих:
Он оставался среди курайшитов чуть больше десяти лет
Увещевая людей и надеясь встретить надёжного друга».
Эти стихи еще встретятся в главе о поддержке Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах.
Комментарии: 0
Правила форума