بعثه عليه السلام رجلاً إلى رجل من عظاء الجاهلية
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил человека к тому, кто был влиятелен во время эпохи невежества (джахилии)
وأخرج أبو يَعْلَى عن أنس رضي الله عنه قال: بعث رسول الله صلى الله عليه وسلم رجلاً من أصحابه إلى رجل من عظماء الجاهلية يدعوه إلى الله تبارك وتعالى، فقال: إيش ربُّك الذي تدعوني؟ من حديد هو؟ من نحاس هو؟ من فضّة هو؟ من ذهب هو؟ فأتى النبي صلى الله عليه وسلم فأخبره، فأرسله إليه الثالثة، فقال مثل ذلك. فأتى النبي صلى الله عليه وسلم فأخبره، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم {إن الله تبارك وتعالى قد أنزل على صاحبك صاعقة فأحرقته} فنزلت هذه الآية: {وَيُسَبّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ وَالْمَلْائِكَةُ مِنْ خِيفَتِهِ وَيُرْسِلُ الصَّواعِقَ فَيُصِيبُ بِهَا مَن يَشَآء وَهُمْ يُجَادِلُونَ فِى اللَّهِ وَهُوَ شَدِيدُ الْمِحَالِ } (الرعد: 13). قال الهيثمي : رواه أبو يعلى والبزَّار بنحوه إلا أنه قال: إلى رجل من فراعنه العرب، وقال الصحابي فيه: يا رسول الله، إِنَّه أعتَى من ذلك. وقال: فرجع إليه الثالث. قال: فأعاد عليه ذلك الكلام. فبينا هو يكلمه إذ بعث الله سحابةً حِيَالَ رأسه، فرعدت، فوقعت منها صاعقة فذهبت بقِحف رأسه. وبنحو هذا رواه الطبراني في الأوسط، وقال: فرعدت وأبرقت. ورجال البزَّار رجال الصحيح، غير ديلم بن غزوان وهو ثقة. وفي رجال أبي يَعْلَى والطبراني: علي بن أبي شارة، وهو ضعيف ــــ انتهى. وقد تقدّم حديث خالد بن سعيد رضي الله عنه قال: بعثني رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى اليمن، فقال: من لقيت من العرب فسمعت فيهم الأذان فلا تعرِض لهم، ومن لم تسمع فيهم الأذان فادعهُم إلى الإِسلام ــــ. في الدعوة إلى الله تعالى في القتال (ص 115)، وسيأتي بَعْثُه صلى الله عليه وسلم عمرو بن مرّة الجُهَني إلى قومه.
Абу Я’ля
[1] передает от Анаса, да будет доволен им Аллах:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил одного из своих сподвижников к уважаемому человеку в эпоху невежества (джахилия), чтобы призвать того к Аллаху. И тот человек спросил его: «Что за Бог у тебя? Из железа? Из меди? Из серебра? Из золота?» И этот сподвижник вернулся к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и сообщил ему об этом, и Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, отправил его к нему повторно, и тот спросил его о том же, и он вернулся и рассказал Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, об этом. И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, отправил его в третий раз, но тот сказал то же самое, и сподвижник вернулся и рассказал об этом Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и тогда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
«Всевышний Аллах сжег этого человека ударом молнии».
И затем прочитал аят:
«Он мечет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они спорят об Аллахе, а ведь Он силен и суров в наказании»[2]».
«Хадис передает Абу Я`ла, аль-Баззар, в риваяте которого сказано: «Отправил к одному из арабских тиранов. И сподвижник сказал: «О Посланник Аллаха, он более несправедлив, чем фараон»».
А еще в этом риваяте сказано:
«Он вернулся к нему в третий раз, и тот повторил свои слова еще раз, и, когда он говорил, Всевышний Аллах послал облако, и, когда оно было над его головой, загрохотал гром и ударила молния и снесла ему голову».
Такой же риваят есть у ат-Табарани в «Аль-Авсат», и там сказано: «Загрохотал гром, и засверкали молнии».
Передатчики аль-Баззара – передатчики «Сахиха», кроме Дулейма ибн Газвана, который достоин доверия (сика). В иснаде Абу Я’ля и ат-Табарани – Али ибн Абу Сара, который считается слабым передатчиком».
Хадис Халида ибн Саида, да будет доволен им Аллах, уже встретился нам в главе «Призыв к Аллаху во время сражения»: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил меня в Йемен, сказав: «Если ты встретишь арабов, которые делают азан, то не трогай их, а если увидишь тех, кто азан не совершает, то призови их к Исламу»». И нам еще встретится хадис о том, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Амра ибн Мурра аль-Джухани к своему народу.
إرساله صلى الله عليه وسلم السرايا للدعوة إلى الله تعالى بعثه عليه السلام عبد الرحمن بن عوف إلى دومة الجندل للدعوة
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил военных для призыва к Аллаху
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Абдур-Рахмана ибн Ауфа к Давма аль-Джандаль[4] для призыва
أخرج الدارقطني عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: دعا النبي صلى الله عليه وسلم عبد الرحمن بن عوف رضي الله عنه، فقال: «تجهَّز فإنِّي باعثك في سريّة» ــــ فذكر الحديث، وفيه: فخرج عبد الرحمن حتى لحق بأصحابه فسار حتى قدم دومة الجندل. فلما دخلها دعاهم إلى الإِسلام ثلاثة أيام، فلما كان اليوم الثالث أسلم الأصْبَغ بن عمرو الكلبي رضي الله عنه وكان نصرانياً وكان رأسَهم. فكتب عبد الرحمن ــــ مع رجل من جهينة، يقال له: رافع بن مَكِيث ــــ إلى النبي صلى الله عليه وسلم يخبره، فكتب إليه النبي صلى الله عليه وسلم أن تزوَّج ابنة الأصبغ، فتزوَّجها؛ وهي تُماضِر التي ولدت له بعد ذلك أبا سَلمَة بن عبد الرحمن. كذا في الإِصابة .
Ат-Табарани передает от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах:
«Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, позвал к себе Абдур-Рахмана ибн Ауфа, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Подготовься. Я отправлю тебя с военными»».
И дальше – хадис, в котором сказано:
Абдур-Рахман вышел и встретился вместе с другими сподвижниками, и они выступили в поход. И когда они дошли до Давма аль-Джандаль, то вошли в нее и начали призывать ее жителей к Исламу в течение трех дней. И на третий день Ислам принял аль-Асбаг ибн Амр аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, который был христианином и возглавлял их.
И Абдур-Рахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, отправил письмо вместе с человеком из Джухейна к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, сообщив о [произошедших] событиях. И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, отправил ему ответ, велев жениться на дочери аль-Асбага, и он женился. И ее звали Тумадир, и она родила ему сына Абу Саляма ибн Абдур-Рахмана
[5]. То же говорится в «Аль-Исаба»
[6].
بعثه عليه السلام عمرو بن العاص إلى بَلِيّ يستنفرهم إلى الإِسلام
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Амра ибн аль-Аса к племени Балий, чтобы подтолкнуть их принять Ислам
وأخرج ابن إسحاق عن محمد بن عبد الرحمن التميمي رضي الله عنه قال: بعث رسول الله صلى الله عليه وسلم عمرو بن العاص يستنفر العرب إلى الإِسلام، وذلك أن أُم العاص بن وائل كانت من بني بَلِيَّ، فبعثه رسول الله صلى الله عليه وسلم إليهم يتألّفهم بذلك، حتى إِذا كان على ماء بأرض جُذام يقال له السلاسل ــــ وبه سُمِّيت تلك الغزوة ذات السلاسل ــــ قال: فلمَّا كان عليه وخاف؛ بعث إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم يستمده، فبعث إليه أبا عبيدة بن الجراح في المهاجرين الأولين فيهم أبو بكر، وعمر رضي الله عنهما ــــ فذكر الحديث كما سيأتي في باب الإِمارة. كذا في البداية .
Ибн Исхак
[7] передает от Мухаммада ибн Абдур-Рахмана ат-Тамими, да будет доволен им Аллах:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Амра ибн аль-Аса воодушевить арабов принять Ислам, потому что мать Аль-Аса ибн Ваиля
[8] была из племени Балий. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил именно его, чтобы те отнеслись с доверием к его словам. Когда они дошли до колодцев Салясиль (название которых дало имя сражению – «Зат ас-Салясиль») и он почувствовал опасность, то послал сообщение Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, с просьбой о подмоге. И тот отправил к нему Абу Убейду ибн аль-Джарраха, с которым были такие мухаджиры, как Абу Бакр и Умар. И далее рассказывается хадис, который еще встретится нам в главе о предводительстве. То же сказано в «Аль-Бидая»
[9].
[1] Абу Я’ля, № 3341, 3342.
[3] Маджма аз-заваид, 7/42.
[4] Крепость между Мединой и Шамом.
[5] Один из великих ученых-табиинов.
[7] «Сира» Ибн Хишама, 2/623-624.
[8] Отца Амра ибн аль-Аса.
Комментарии: 0
Правила форума