مشيه صلى الله عليه وسلم على القدمين للدعوة خروجه عليه السلام ماشياً إلى الطائف
Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва
Выход Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком в Таиф
أخرج الطبراني عن عبد الله بن جعفر رضي الله عنهما قال: لمَّا توفي أبو طالب خرج النبي صلى الله عليه وسلم إلى الطائف ماشياً على قدميه يدعوهم إلى الإِسلام، فلم يجيبوه، فانصرف، فأتى ظلَّ شجرة فصلَّى ركعتين ثم قال: «اللَّهم إنِّي أشكو إِليك ضعف قوتي، وهواني على الناس، أرحم الراحمين، أنت أرحم الراحمين، إلى مَنْ تكلني؟ إلى عدو يتجهمني أم إِلى قريب ملَّكتَه أمري؟ إِن لم تكن غضبان عليّ فلا أُبالي، غير أن عافيتك أوسع لي. أعوذ بوجهك الذي أشرقت له الظلمات، وصَلُح عليه أمر الدنيا والآخرة ــــ أن ينزل بي غضبُك، أو يحل بي سخطُك، لك العُتَبى حتى ترضى لا قوة إِلا بالله». قال الهيثمي وفيه: ابن إِسحاق وهو مدلِّس ثقة، وبقية رجاله ثقات. انتهى. وسيأتي الحديث من طريق الزُّهري وغيره مطوّلاً في تحمُّل الشدائد والأذايا في الدعوة إلى الله.
Ат-Табарани передает от Абдуллаха ибн Джафара, да будет Аллах доволен ими обоими: «Когда умер Абу Талиб, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, вышел пешком в Таиф, призывая к Исламу, но они не ответили ему, и он вернулся обратно. И он пришел под тень дерева, совершил намаз в два ракаата и затем сказал: «О Аллах, лишь Тебе я жалуюсь на свою слабость и незначимость среди людей, о Милостивый из милостивых! Ведь лишь Ты Милостивый из Милостивых! На кого же ты оставишь меня?! На врагов, которые будут нападать на меня? Или на близких, которым Ты дал власть надо мной?! И если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, кроме того, что Твоя милость объемлет меня. Я прибегаю к [Твоей] защите – к Тебе, Который озаряет тьму светом и должным образом осуществляет дела этого мира и следующего (ахира), от того, чтобы меня коснулись Твои гнев и недовольство. И могущество лишь от Аллаха»».
Аль-Хайтами сказал
[1]: «В иснаде хадиса – Ибн Исхак, а он муддалис, достойный доверия, и остальные передатчики достойны доверия».
Этот хадис подробно передается от аз-Зухри и других [и встретится нам] в разделе о перенесении трудностей и тяжестей в призыве к Аллаху.
الدعوة إلى الله تعالى في القتال ما قاتل عليه السلام قوماً حتى دعاهم
Призыв ко Всевышнему Аллаху во время сражения
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, не сражался ни с кем, пока не призвал их
أخرج عبد الرزاق عن ابن عباس رضي الله عنهما: ما قاتل رسول الله صلى الله عليه وسلم قوماً حتى دعاهم. وكذلك رواه الحاكم في المستدرك وقال: حديث صحيح الإِسناد ولم يخرِّجاه؛ ورواه أحمد في مسنده، والطبراني في معجمه. كذا في نصب الراية . وقال الهيثمي : رواه أحمد وأبو يَعْلى والطبراني بأسانيد، ورجال أحدها رجال الصحيح. إنتهى. وأخرجه أيضاً ابن النجار كما في كنز العمال ؛ والبيهقي في سننه .
Абдур-Раззак
[2] передает от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не сражался ни с одним народом, не призывая их [к Исламу]».
Этот хадис передает и аль-Хаким в «Аль-Мустадрак»
[3], и он сказал: «Хадис достоверный, но они оба
[4] не приводят его». Ахмад в «Муснаде»
[5] и ат-Табарани в «Муджаме»
[6] приводят его. В «Насб ар-рая»
[7] сказано: «Аль-Хайтами
[8] сказал: «Ахмад
[9], Абу Яля
[10] и ат-Табарани приводят этот хадис. И передатчики одного из этого иснада достоверны»».
Этот хадис передают Ибн ан-Наджар, о чем сказано в «Канз аль-уммаль»
[11], и аль-Байхакы в «Ас-Сунан»
[12].
أمره عليه السلام البعوث بتأليف الناس ودعوتهم
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел своим военачальникам проявлять мягкость к людям и призывать их к Исламу
وأخرج بن مَنْده وابن عساكر عن عبد الرحمن بن عائذ رضي الله عنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا بعث بَعْثاً قال: «تألَّفوا الناس ولا تُغيروا عليهم حتى تدعوهم فما على الأرض من أهل بيتِ مر ولا وَبَر إلا تأتوني بهم مسلمين أحبّ إليّ من أن تأتوني بنسائهم وأولادهم وتقتلوا رجالهم». كذا في الكنز . وأخرجه أيضاً ابن شاهين والبغوي كما في الإِصابة ، والترمذي .
Ибн Манда и Ибн Аскари передают от Абдур-Рахмана ибн Аиза, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда отправлял в военный поход, говорил: «Проявляйте мягкость к людям и не сражайтесь с ними до призыва их к Исламу. Нет такой семьи на земле, чтобы мне меньше нравилось, что они станут мусульманами, чем то, что вы приведете их женщин и детей, а мужчин убьете»».
То же передается в «Аль-Канз»
[13]. Ибн Шахин, аль-Багави, как сказано в «Аль-Исаба»
[14], и ат-Тирмизи передают этот хадис.
أمره عليه السلام أمير السرية بالدعوة
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел амиру войска совершать призыв
وأخرج أبو داود (ص 358) واللفظ له: ومسلم وابن ماجه (ص 210) والبيهقي عن بُرَيدة رضي الله عنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا بعث أميراً على سَرِيّة أو جيش أوصاه بتقوى الله في خاصّة نفسه وبمن معه من المسلمين خيراً، وقال: «إذ لقيت عدوِّك من المشركين فادعهم إلى أحد ثلاث خصال ــــ أو خلال ــــ فأيتها أجابوك إليها فأقبل منهم وكف عنهم: ادعهم إلى الإِسلام، فإن أجابوا فأقبل منهم وكف عنهم. ثم ادعهم إلى التحول من دارهم إلى دار المهاجرين، وأعلمهم أنهم إن فعلوا ذلك أنَّ لهم ما للمهاجرين، فإن أبَوا واختاروا دارهم فأعلمهم أنَّهم يكونون كأعراب المسلمين يجري عليهم حكم الله الذي كان يجري على المؤمنين، ولا يكون لهم في الفيء والغنيمة نصيب إلا أن يجاهدوا مع المسلمين. فإن هم أبَوا فادعهم إلى إعطاء الجزية، فإن أجابوا فأقبل منهم وكف عنهم، فإن أبَا فاستعن بالله وقاتلهم. وإذا حاصرت أهل حصن فأرادوك أن تُنزلهم على حكم الله فلا تنزلهم، فإنَّكم لا تدرون ما يحكم الله فيهم، ولكن أنزلوهم على حكمكم ثم اقضوا فيهم بعدُ ما شئتم». قال الترمذي: حديث بريدة حديث حسن صحيح. وأخرجه أيضا أحمد، والشافعي، والدارمي، والطحاوي، وابن حِبّان، وابن الجارود، وابن أبي شيبة وغيرهم كما في كنز العمال .
Абу Дауд
[15] (и есть версия слов от него), Муслим
[16], Ибн Маджа
[17] и аль-Байхакы
[18] передают от Бурейды, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял кого-то амиром в поход или в войско, он наставлял [его] бояться Аллаха насчет себя в частности и насчет тех мусульман, что с ним, и он сказал: «Когда вы встретите язычников, то призовите их принять одно из трех. И, что бы из этих трех вещей они ни приняли, согласитесь и оставьте их. Призовите их к Исламу, и если они согласятся, то примите это у них и оставьте их в покое. Затем предложите им переселиться на земли мухаджиров, и если они переселятся, то у них будут такие же права, как у мухаджиров. Если же они откажутся и захотят остаться в своих землях, то сообщи им, что решение о них будет таким же, как о бедуинах-мусульманах, и что решение Аллаха насчет них будет таким же, как насчет верующих. И они получат военные трофеи, только если будут сражаться вместе с верующими. Если же они откажутся, то призови их платить джизью. И если они согласятся, то прими это от них и оставь их в покое. Если они откажутся и от этого, то проси помощи у Аллаха и сражайся с ними! Если вы окружите людей в крепости и они захотят сдаться «на условиях, угодных Аллаху», то не соглашайтесь, потому что вы не знаете, какие условия угодны Аллаху, но пусть они сдаются на ваших условиях, а после делайте, что посчитаете нужным»».
Ат-Тирмизи сказал
[19]: «Хадис Бурейды – хасан сахих». Ахмад
[20], аш-Шафии
[21], ад-Дарими
[22], ат-Тахави
[23], Ибн Хиббан
[24], Ибн аль-Джаруд
[25], Ибн Абу Шейба и другие
[26] передают этот хадис, как сказано в «Аль-Канз»
[27].
[1] Маджма аз-заваид, 6/35.
[2] Аль-Мусаннаф, № 9427.
[5] «Муснад» Ахмада, 1/231.
[6] Аль-Кабир, № 11159, № 11269, № 11270 и № 11271.
[8] Маджма аз-заваид, 5/304.
[9] «Муснад» Ахмада, 1/231.
[10] «Муснад» Абу Яля, № 2494.
[11] Канз аль-уммаль, 2/298.
[12] «Сунан аль-кубра» (9/107), а также «Муснад» Абд ибн Хумейд (№ 697) и «Сунан» ад-Дарими (№ 2448).
[13] Канз аль-уммаль, 2/294.
[15] «Сунан» Абу Дауда, № 2612 и № 2613.
[16] «Сахих» Муслима, 5/139 и 140.
[17] «Сунан» Ибн Маджа, № 2858.
[18] «Сунан аль-кубра», 9/184.
[19] «Сунан» ат-Тирмизи, № 1408 и № 1617.
[20] «Муснад» Ахмада, 5/352 и 358.
[21] Аш-Шафии, 2/114-115.
[22] «Сунан» ад-Дарими, № 2444, № 2447.
[23] Шарх Маани аль-асар (3/206-207), Шарх Мушкиль аль-асар (№ 3572, № 3573, № 3574, № 3575, № 3576).
[25] Ибн аль-Джаруд, № 1042.
[26] Например, ан-Насаи в «Аль-Кубра», как сказано в «Тухфат аль-ашраф» (2/69), (№ 1929), «Муснад» Абу Яля (№ 1413) и аль-Багави (№ 2669).
Комментарии: 0
Правила форума