Циклы Авторы Сортировка

Часть 63. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, освободил пленников, которые были взяты в плен без призыва принять Ислам

2 801
8 августа, 17
ردَّه عليه السلام الذين سبُوا في القتال بغير الدعوة إلى مأمنهم
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, освободил пленников, которые были взяты в плен без призыва принять Ислам
 

وأخرج البيهقي عن أُبي بن كعب رضي الله عنه قال: أَتِيَ رسول الله صلى الله عليه وسلم بأسارى من اللات والعزَّى، قال: فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم «هل دعوتموهم إلى الإِسلام؟» فقالوا: لا. فقال لهم: هل دعوكم إلى الإِسلام؟» فقالوا: لا. قال: «خلُّوا سبيلهم حتى يبلغوا مأمنهم» ثم قرأ رسول الله صلى الله عليه وسلم هاتين الآيتين: {وَدَاعِياً إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجاً مُّنِيراً وَبَشّرِ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنَّ لَهُمْ مّنَ اللَّهِ فَضْلاً كِبِيراً } (الأحزاب: 46/ 47). {قُلْ أَىُّ شَىْء أَكْبَرُ شَهَادةً قُلِ اللَّهِ شَهِيدٌ بِيْنِى وَبَيْنَكُمْ وَأُوحِىَ إِلَىَّ هَاذَا الْقُرْءانُ لاِنذِرَكُمْ بِهِ وَمَن بَلَغَ أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللَّهِ ءالِهَةً أُخْرَى قُل لاَّ أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ اله واحِدٌ وَإِنَّنِى بَرِىء مّمَّا تُشْرِكُونَ } (الأنعام: 19) إلى آخر الآية. قال البيهقي: رَوْح بن مسافر ضعيف. وعند الحارث من طريق الواقدي كما في الكنز ، قال: بعث النبي صلى الله عليه وسلم إلى اللات والعزَّى بَعْثاً، فأغاروا على حيَ من العرب فسبَوا مقاتلتهم وذريتهم، فقالوا يا رسول الله أغاروا علينا بغير دُعَاء، فسأل النبي صلى الله عليه وسلم أهل السَّرِيَة فصدَّقوهم. قال النبي صلى الله عليه وسلم «ردّوهم إلى مأمنهم ثم ادعوهم».

 
Аль-Байхакы[1] передает от Убейя ибн Кааба, да будет доволен им Аллах:
 
«Когда к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, привели пленников аль-Лат и аль-Узза[2], Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спросил [мусульман, которые взяли их в плен]: «Призвали ли вы их к Исламу?» И они ответили: «Нет». Тогда он спросил их [пленников]: «Вас призвали к Исламу?» И они ответили: «Нет». И тогда он сказал: «Освободите их, чтобы они могли достичь безопасного места». А затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал два следующих аята:
 
«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем[3]»
 
«Скажи: Чье свидетельство является самым важным? Скажи: Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в Откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет. Неужели вы действительно свидетельствуете, что наряду с Аллахом существуют другие боги? Скажи: Я не свидетельствую об этом. Скажи: Он является Единственным Богом, и я не причастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи»[4].
 
Аль-Байхакы сказал: «Равх ибн Мусафир – слабый передатчик[5]. И у аль-Хариса от аль-Вакиди, как передается в «Аль-Канз»[6]:
 
И он говорит: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, послал людей сражаться с аль-Лат и аль-Узза. И мусульмане напали на группу бедуинов и взяли в плен их воинов и жителей. И они сказали: «О Посланник Аллаха, они напали на нас без призыва к Исламу».
 
И тогда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спросил свое войско об этом, и они потвердили. Тогда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Отведите их в безопасное место, а затем призовите их к Исламу»».
 
إرساله صلى الله عليه وسلم الأفراد للدعوة إلى الله وإلى رسوله بعثه عليه السلام مصعباً إلى المدينة
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил отдельных людей для призыва к Аллаху и Его Посланнику
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил Мусааба в Медину
 

أخرج أبو نعيم في الحلية عن عُروة بن الزبير رضي الله عنهما: أنَّ الأنصار لما سمعوا من رسول الله صلى الله عليه وسلم قوله، وأيقنوا واطمأنَّت أنفسهم إلى دعوته، فصدَّقوه وآمنوا به ــــ كانوا من أسباب الخير، وواعدوه الموسم من العام القابل فرجعوا إلى قومهم ــــ بعثوا إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن أبعث إلينا رجلاً من قِبَلِك فيدعو الناس إلى كتاب الله فإنه أدنى أن يُتبع. فبعث إليهم رسول الله صلى الله عليه وسلم مُصْعَب بن عُمير رضي الله عنه أخا بني عبد الدار، فنزل في بني غَنْم على أسعد بن زُرارة يحدِّثهم ويقصُّ عليهم القرآن. فلم يزل مصعب عند سعد بن معاذ يدعو ويهدي الله على يديه حتى قلّ دار مندور الأنصار إلا أسلم فيه ناس ولا محالة، وأسلم أشرافهم، وأسلم عمرو بن الجَموح، وكُسرت أصنامهم، ورجع مصعب بن عمير إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم وكان يُدعى المُقرىء.

 
Абу Нуайм передает в «Аль-Хилья»[7] от Урвы ибн аз-Зубейр, да будет доволен ими обоими Аллах, что, когда ансары услышали призыв Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, приобрели убежденность, приняли его призыв и уверовали в него, они стали причиной блага и возвратились к своему народу, пообещав вернуться на следующий год в хадже. И они отправили весть Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: «Пошли к нам человека от себя, чтобы он призвал к Книге Аллаха, и это станет причиной того, что последует больше [людей]». И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил к ним Мусааба ибн Умейра, да будет доволен им Аллах, из племени Абд-д-дар. И он остановился у племени Бану Ганм у Асада ибн Зурара, читая им Коран и объясняя им его смысл.
 
Мусааб был у Саада ибн Муаза и призывал к Исламу, и Всевышний наставил через него столько людей, что уже не было ни одной семьи у ансаров, где бы никто не принял Ислам. Приняли Ислам и знатные люди, такие как Амр ибн аль-Джамух, а их идолов разрушили. И когда Мусааб ибн Умейр вернулся к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то его звали аль-мукриъ (чтец).
 

وأخرجه الطبراني عن عروة رضي الله عنه طوَّلاً، فذكر عرضه صلى الله عليه وسلم الدعوة على الأنصار كما سيأتي في ابتداء أمر الأنصار ــــ رضي الله عنهم ــــ وفيه: فرجعوا إلى قومهم فدعَوْهم سرّاً، وأخبروهم برسول الله صلى الله عليه وسلم والذي بعثه الله به (ودعا عليه بالقرآن) حتى قلّ دار من دور الأنصار إِلا أسلم فيها ناس لا محالة. ثم بعثوا إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن أبعث إِلينا رجلاً من قِبَلك، فيدعو الناس بكتاب الله، فإنَّه أدنى أن يُتبع. فبعث إليهم رسول الله صلى الله عليه وسلم مُصْعب بن عمر أخا بني عبد الدار. فنزل في بني غَنْم على أسعد بن زرارة، فجعل يدعو الناس، ويفشو الإِسلام، ويكثر أهله، وهم في ذلك مستخْفون، بدعائهم. ثم ذكر دعوة مصعب لسعد بن معاذ وإسلامه وإسلام بني عبد الأشهل كما سيأتي في دعوة مصعب. ثم قال: ثم إِنَّ بني النجار أخرجوا مصعب بن عمير واشتدوا على أسعد بن زرارة، فانتقل مصعب بن عمير إلى سعد بن معاذ، فلم يزل يدعو ويهدي (الله) على يديه حتى قلّ دار من دور الأنصار إلا أسلم فيها ناس لا محالة، وأسلم أشرافهم، وأسلم عمرو بن الجموح، وكُسرت أصنامهم. فكان المسلمون أعزَّ أهلها، وصلح أمرهم. ورجع مصعب بن عمير إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم وكان يُدعى المُقرىء. قال الهيثمي وفيه: ابن لَهيعة وفيه ضعف، وهو حسن الحديث، وبقية رجاله ثقات. انتهى.

 
وهكذا أخرجه أبو نُعيم في الدلائل (ص 108) بطوله، وقد أخرجه أبو نُعيم في الحلية عن الزُّهري بمعنى حديث عروة عنده مختصراً، وفي حديثه: أنهم بعثوا إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم مُعاذ بن عَفْراء ورافع بن مالك أنِ أبعث إلينا رجلاً من قِبَلكَ فليدُع الناس بكتاب الله، فإنه قَمِنَّ ــــ أي حقيق ــــ أن يُتبع. فبعث إليهم رسول الله صلى الله عليه وسلم مصعب بن عمير رضي الله عنه ــــ فذكر مثله.
 
Ат-Табарани[8] передает от Урвы, да будет доволен им Аллах, длинный хадис, где говорится о том, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывал ансаров принять Ислам, что еще нам встретится в главе о начале Ислама у ансаров, да будет доволен ими Аллах.
 
И в этом хадисе сообщается, что они вернулись к своему народу и вначале тайно призывали к Исламу, сообщив им о Посланнике Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, которого послал Всевышний Аллах, ниспославший ему Коран. И почти не осталось семей среди них, где не было бы тех, кто принял Ислам.
 
Затем они отправили [своего гонца] к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, с просьбой отправить им посланника от себя, который бы призывал людей Книгой Аллаха. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил к ним Мусааба ибн Умейра, из племени бану Абду-д-дар.
 
И он остановился у племени Ганм у Асада ибн Зурара и начал призывать людей и распространять Ислам, увеличивая число его последователей. И они делали это скрытно.
 
Затем он [Урва, который передает этот хадис] рассказал, как Мусааб призвал Саада ибн Муаза принять Ислам и как тот принял Ислам, и про Ислам племени бану Абд аль-Ашхаль, о чем еще будет рассказано в главе про призыв Мусааба.
 
Затем он [Урва] сказал: «Племя бану ан-Наджар прогнало Мусааба и жестко отреагировало на Асада ибн Зурара. И Мусааб направился к Сааду ибн Муазу и не переставал призывать к Исламу, и Всевышний Аллах через него наставил много людей, и почти не осталось семей среди ансаров, где не было бы мусульман. Приняла Ислам и их элита, уверовал Амр ибн аль-Джамух, и их идолы были разрушены. И мусульмане были самыми сильными среди их народа, и их положение улучшилось, и Мусааб вернулся к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и его стали звать аль-мукриъ (чтец)».
 
Аль-Хайсами сказал[9]: «В иснаде хадиса – Ибн Ляхи’а, и в нем есть слабость, и он хасан в хадисе, а остальные передатчики достойны доверия».
 
Абу Нуайм передает этот хадис полностью в «Ад-Даляиль»[10], и Абу Нуайм передает его кратко в «Аль-Хилья»[11] от аз-Зухри с тем же смыслом, что и в хадисе Урвы, и в этом хадисе: «Они отправили к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Муаза ибн Афра, Рафиа ибн Малика [и они сказали Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям]: «Пошли к нам человека от себя, чтобы он призывал людей Книгой Аллаха, потому что эта Книга заслуживает того, чтобы ей следовали». И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил к ним Мусааба ибн Умейра, да будет доволен им Аллах.
 
[1] Ас-Сунан аль-кубра, 9/107.
 
[2] То есть люди, которые находились рядом с этими двумя идолами.
 
[3] Коран, 33:45-46.
 
[4] Коран, 6:19.
 
[5] Матрук (крайне слабый передатчик). См. биографию № 2811 в «Мизан аль-итидаль».
 
[6] Канз аль-уммаль, 2/297.
 
[7] Хилья аль-авлия, 1/107.
 
[8] Аль-Кабир, № 849.
 
[9] Маджма аз-Заваид, 6/46.
 
[10] Даляиль ан-нубувва, с. 108.
 
[11] Хилья аль-авлия, 1/107.
АВТОР ЦИКЛА
Жизнь сподвижников
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Юсуф аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЮСУФ АЛЬ-ХАНАФИ
Урок вышел:пятница
Новый урок:вторник
Список уроков