Также приводит ат-Тирмизи
[1] от Биляла ибн аль-Хариса аль-Музани:
من أَحيا سنّة من سنّتي قد أُميتت بعدي فإن له من الأجر مثل أجور من عمل به من غير أَن ينقص ذلك من أجورهم شيئاً. ومن ابتدع بدعة ضلالة لا يرضاها الله ورسوله كان عليه من الإِثم مثل آثام من عمل بها لا ينقص ذلك من أوزارهم شيئاً
«Кто оживит Сунну, которая была забыта после меня, то поистине его награда будет подобна награде всех, кто практиковал эту Сунну, без уменьшения их награды».
Этот хадис приводит также Ибн Маджа
[2] от Касира ибн Абдуллаха ибн Амра и далее от его отца и деда.
Передает ат-Тирмизи
[3] от Амра ибн Ауфа, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الدين ليأرِز إلى الحجاز كما تأرِز الحيّة إلى حُجْرها، وليَعْقِلَنَّ الدين من الحجاز مَعْقِل الأُرْوِيَّة من رأس الجبل. إِنَّ الدين بدأَ غريباً وسيعود غريباً كما بدأَ، طوبى للغرباء وهم الذين يُصلحون ما أَفسد الناس من بعدي من سنّتي
«Поистине, религия вернется в Хиджаз так же, как змея возвращается в свою нору
[4]. И религия будет в Хиджазе, как на вершине горы. Религия началась, будучи одинокой, и в итоге станет одинокой. И радость одиноким. Они — те, кто оживляют то, что разрушили из моей Сунны другие».
Приводит ат-Тирмизи
[5] от Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис: «Сказал мне Посланник Аллаха ﷺ:
يا بني، إِن قَدرْتَ أَن تصبح وتمسي وليس في قلبك غُشُّ لأحد فافعل، ثم قال: يا بني، وذلك من سنَّتي، ومن أَحب سنّتي فقد أحبني، ومن أَحبني، كان معي في الجنة
«Сынок, если ты сможешь и днем, и ночью желать блага каждому, то делай это. Затем он сказал: «Сынок, это из моей Сунны. И кто полюбил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, то будет со мной в Раю»».
Передает аль-Байхаки
[6] от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, непосредственно (хадис
«марфу'») от Пророка ﷺ:
من تمسك بسنَّتي عند فساد أمتي فله أجر مائة شهيد
«Тот, кто следует моей Сунне при разложении моей уммы, получит награду ста
шахидов».
Также этот хадис приводится в «Аль-Маджму аль-авсат»
[7] от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, и в «Ат-Таргиб»
[8]:
فله أجر شهيد
«Он получит награду шахида».
Подобный хадис приводят ат-Табарани и Абу Нуейм в «Аль-Хилья»
[9] от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах:
المتمسك بسنَّتي عند فساد أمتي له أجر شهيد
«Тот, кто следует моей Сунне при разложении моей уммы, получит награду шахида».
Приводит аль-Хаким
[10] также от Абу Хурейры
[11]:
المتمسك بسنَّتي عند اختلاف أُمتي كالقابض على الجمر
«Следующий моей Сунне при разногласиях в моей
умме подобен держащему раскалённый уголь в руках»
[12]. Также этот хадис приходит в «Канз аль-уммаль», 1/47.
Также приводит имам Муслим
[13] от Анаса, да будет доволен им Аллах, напрямую (хадис
«марфу'») от Посланника Аллаха ﷺ:
من رغب عن سنَّتي فليس مني
«Тот, кто отстраняется от моей Сунны, то он не от меня»
[14].
Ибн Асакир
[15] передает от Ибн Умара этот хадис и приводит в его начале:
من أخذ بسنّتي فهو مني
«Кто же следует моей Сунне, тот от меня».
Передает ад-Даракутни от
Аиши, да будет доволен ею Аллах:
من تمسك بالسنَّة دخل الجنَّة
«Кто следует моей Сунне, то он войдет в Рай».
[16]
Также передает ас-Сиджзи от Анаса, да будет доволен им Аллах, от Пророка ﷺ напрямую («марфу'»):
من أَحيا سنَّتي فقد أحبَّني ومن أحبَّني كان معي في الجنة
«Кто оживляет мою Сунну, тот меня любит, а кто меня любит, то будет со мной в Раю».
[17]
[1] «Сунан» Тирмизи, глава «Абваб аль-Ильм» (о следовании сунне и отстранению от новшеств), 2/96.
[2] «Сунан» Ибн Маджа, глава «Мукаддима» (об оживлении оставленной сунны), 1/19.
[3] «Сунан» Тирмизи, «Абвабуль Иман» (глава о том, что Ислам начался одиноким и др.), 2/87.
[4] Имеется в виду, что Ислам начался в Медине, и также ближе к Судному Дню, когда появится
Даджаль и его приспешники, Ислам также вернется в Медину.
[5] «Сунан» ат-Тирмизи, глава «Абвабуль Ильм» (о следовании сунне и отстранению от новшеств), 2/96. Сказал имам ат-Тирмизи об этом хадисе: «Хадис
хасан».
[6] «Аз-Зухд аль-кабир» аль-Байхаки, хадис №207. Имам аз-Захаби описал этот хадис в «Мизан аль-итидаль» (1/519) как крайне слабый (
«халик») и привел подробную критику этого хадиса под биографией аль-Хасан ибн Кутейба аль-Мадаъини.
[7] Ат-Табарани, «Аль-Маджму аль-авсат», 2/31. Имам ат-Табарани сказал в примечаниях к этому хадису: «Этот хадис передает от Ата только Абдуль-Азиз ибн Аби Раввад, а от него — только его сын Абдуль-Маджид».
[8] «Ат-Таргиб ва ат-тархиб», 1/44. Также см. «Маджву аз-заваид», 1/172, и автор её сказал об этом хадисе: «Хадис привел ат-Табарани в «Аль-Авсат». В
санаде хадиса присутствует Мухаммад ибн Салих аль-Адави, и я не нашел его биографию нигде. Остальные передатчики достойны доверия».
[9] «Хильятуль Авлия», 8/200.
[10] Мухаммад ибн Али, известный как аль-Хакиим ат-Тирмизи, автор книги «Навадир аль-усуль».
[11] Ас-Суюти в «Аль-Джами ас-сагыр» говорит, что этот хадис не от Абу Хурейры, а от Ибн Масуда.
[12] Соблюдение религии станет настолько сложным из-за враждебности общества, что соблюдающие люди будут подобны держащим раскалённый уголь в руках.
[13] «Сахих» Муслима, глава «Китаб ан-никах» (о желательности
никаха), 1/448.
[14] То есть тот, кто оставил Сунну из-за пренебрежения к ней и из-за того, что считает свой путь более аскетичным.
[15] «Тарих» ад-Димашки, 38/128,
риваят №7618. Аль-Джуркани в книге «Аль-Абатыль ва аль-манакир» (2/54) сказал об этом риваяте: «Этот хадис ложный (
«батыль»)».
[16] Автор, скорее всего, цитировал этот хадис из «Канз аль-уммаль», см. №935 и №32705. В «Аль-Илал аль-мутанахия» есть указание на слабость этого хадиса, см. хадис №313.
[17] Хадис приводит ат-Тирмизи, см. №2678
Комментарии: 0
Правила форума