- Мединская сура
- 43 аятов
- 13 джуз
- в порядке ниспосылания - 96
Сура «Ар-Ра’д»
ПЕРЕВОД:
1. Алиф. Лям. Мим. Ра. Это — аяты Книги. Ниспосланное тебе от твоего Господа — истина, но большая часть людей не верит (в то, что Коран ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому они говорят: «Это Мухаммад сочинил»).
ТАФСИР (Толкование):
«Я — Аллах, Всезнающий и Всевидящий»[1].
1
ПЕРЕВОД:
2. Аллах — Тот, кто поднял небеса без видимых опор, а затем возвысился (возвышением, подобающим величию Его Сущности, без передвижения и занимания места в пространстве) над Аршем. Он подчинил солнце и луну (сделав их созданиями, которые покорно служат людям), и они движутся (по своим орбитам) до назначенного (им) срока (конца света).
Он (наилучшим образом) управляет (абсолютно всеми) делами и (подробно) объясняет (постепенно ниспосылаемые в откровении) знамения, чтобы вы были убеждены во встрече со своим Господом (в неизбежности этой встречи).
ТАФСИР (Толкование):
«После того как Всевышний Аллах объяснил, что Коран — это истина и что ниспославший этот Коран способен на совершенство, посмотрите на творения вокруг, чтобы понять Его Могущество»[1].
2
ПЕРЕВОД:
3. Он распростер (для вас) землю, создал на ней горы и реки, взрастил на ней по паре разных плодов. Он накрывает день ночью. Поистине, в этом (во всем рассказанном) — знамения для людей размышляющих.
ТАФСИР (Толкование):
«Слово “распростер” не противоречит идее сферичности, потому что каждая часть сама по себе растянута, а Земля сама в целом имеет форму шара»[1].
«То есть из каждого вида плодов, существующих на Земле, сделано два вида: по цвету, например, есть черные и белые, по вкусу плоды бывают сладкие и горькие, по размеру — большие и маленькие»[2].
«Неверующие, да будут они прокляты, считают, что все явления происходят сами по себе без Творца, и они полагают, что так обстоит дело и с плодами деревьев. И они признают их сотворенность, но отрицают их Творца»[3].
3
ПЕРЕВОД:
4. На земле есть разные участки (плодородные и сухие, подходящие для посева, подходящие для роста деревьев, а также другие участки, обладающие различными особенностями), находящиеся рядом друг с другом, виноградники, посевы, пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их поливают одной водой (природа которой совершенно одинакова), (несмотря на то, что, казалось бы, они должны быть одинаковыми на вкус) но одни из них Мы создаем лучшими (с точки зрения формы, вкуса и запаха), чем другие. Поистине, в этом — знамения (указывающие на величайшую силу создателя) для людей разумных.
ТАФСИР (Толкование):
“На одной части есть растения, а на другой — нет”[1].
«Это доказывает, что Всевышний Аллах обладает Могуществом и Волей, потому что различие вкуса, вида и цвета, хотя вода, которая питает растения, одна и та же, доказывает Его Могущество и Волю. И это опровергает [идеи] материалистов».
4
ПЕРЕВОД:
5. Если ты (Мухаммад) удивляешься, то удивляйся их словам (которые они произносят, не веря в воскрешение, хотя им было явлено столько доказательств): «Неужели после того, как мы станем землей (мелкой как мука), мы возродимся заново?» Они просто не верят в своего Господа. Они — те, у кого (в Судный день) на шеях будут оковы. Они — обитатели Ада. И они пребудут там вечно.
ТАФСИР (Толкование):
«Если ты удивляешься, о Мухаммад, то отрицание ими воскрешения — вот что заслуживает удивления! Тот, Кто смог создать все вышеперечисленное: небеса, земли, плоды и все остальное, — сможет и воскресить творения после их смерти»[1].
5
ПЕРЕВОД:
6. Они (язычники) торопят тебя с наказанием (говоря с издевкой: «О Аллах! Если этот Коран — истина, то ниспошли на нас камни с неба»), а не с благом. А ведь до них уже были примеры (кары в назидание для народов, отрицавших истину, уничтожившей неверующих). Поистине, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость (и греховность). Поистине, твой Господь суров в наказании.
ТАФСИР (Толкование):
6
ПЕРЕВОД:
7. Неверующие говорят: «Почему ему (как Мусе и Исе) не нисходило знамение (чудо) от его Господа (которое бы обязало нас уверовать)?» Поистине, ты только предостерегаешь их (от наказания, обещанного неверующим и грешникам). У каждого народа — свой наставник (который призывает их к истине, и убеждает в своей правдивости посредством чудес, которые Аллах выбрал для него).
ТАФСИР (Толкование):
«И они не удовлетворились чудесами, которые они видели, такими как раскалывание Луны, вытекание воды из пальцев и т. п., но упрямо продолжали требовать другие»[1].
7
ПЕРЕВОД:
8. Аллах знает, что носит (в своей утробе) каждая особь женского пола, насколько уменьшается или увеличивается матка (то есть знает срок беременности). Все у Него имеет (точную) меру.
ТАФСИР (Толкование):
«Некоторые сказали, что речь идет о сроке менструации, который может увеличиваться или уменьшаться. Другие сказали, что речь идет о плоде: будет ли выкидыш, начнутся роды раньше девяти месяцев или позже»[1].
8
ПЕРЕВОД:
9. Он знает тайное и явное. Он — Великий, Всевышний (у которого нет недостатков и качеств творений).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах указывает, что лишь Он знает скрытое, и никто не может разделять с Ним это знание. Что касается врачей, которые опираются на признаки и приметы, то, если они утверждают это однозначно, они впадают в неверие. Если же они скажут, что это опыт, то их следует оставить, и это никак не противоречит благу, потому что обычай может смениться»[1].
9
ПЕРЕВОД:
10. Не важно, молчите вы (говорите про себя) или говорите вслух, скрываетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем — (Аллах одинаково знает обо всем).
ТАФСИР (Толкование):
«Смысл аята — “Аллах слышит все, и поэтому для Аллаха одинаково, говорите вы тихо или громко”»[1].
«Аллах знает все, что человек совершает тайно, будь это хорошим или плохим, как знает все, что человек совершает явно, будь это хорошим или плохим»[2].
10
ПЕРЕВОД:
11. У него (у человека) есть (ангелы) спереди и сзади, охраняющие его по повелению Аллаха (от зла и вреда). Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, ничто этого не предотвратит. Нет у них покровителя, кроме Него (Всевышнего Аллаха).
ТАФСИР (Толкование):
«Рядом с каждым рабом есть ангел, который хранит его во время сна и бодрствования от джиннов, людей и зверей»[1].
«Они защищают от наказания Аллаха, когда люди грешат, читая за них дуа и прося прощения (истигфар)»[2].
«Аллах не забирает свою милость и блага, пока они не изменят себя грехами. И аят указывает, что Всевышний Аллах забирает блага лишь из-за грехов»[3].
11
ПЕРЕВОД:
12. Он являет вам молнию, чтобы боялись (ее попадания) и надеялись (на дождь). Он творит тяжелые (дождевые) тучи.
ТАФСИР (Толкование):
12
ПЕРЕВОД:
13. Гром прославляет Его хвалой (говоря, что нет у Всевышнего недостатков), а ангелы от страха перед Ним. Он направляет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они (неверующие) спорят об Аллахе, а Он силен и суров в наказании.
ТАФСИР (Толкование):
13
ПЕРЕВОД:
14. К Нему (Всевышнему Аллаху) — истинная мольба (достойная принятия и уместная, лишенная безосновательности и бессмысленности, а мольбы, обращенные к кому-либо другому, ничего не выражают и являются заблуждением). А те, кому они (язычники) поклоняются вместо Него, не отвечают им ничем. Они (в своем пустом ожидании) похожи на человека, который протягивает свои руки к воде, чтобы она (сама) дошла до его рта. Но она (эта вода) не дойдет до него. Поистине, мольба неверующих (обращенная к идолам) — (пустое) заблуждение.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах сравнил язычников в их неспособности получить ответ на свои мольбы к идолам с человеком, испытывающим сильную жажду, но не знающим, что ему делать. И он вытягивает руки, чтобы дотянуться к воде, которая находится далеко от него, чтобы довести ее до своего рта, но вода не дойдет до его рта никогда, потому что это лишь неодушевлённый предмет, который не знает о его жажде»[1].
14
ПЕРЕВОД:
15. Все, кто на небесах и на земле, а также их тени совершают земной поклон Аллаху по утрам и по вечерам — добровольно или невольно.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят можно понимать двояко: первое объяснение — мусульманин совершает поклон добровольно, а неверному велено его сделать, и за это он будет наказан. Второе объяснение, и это объяснение самое правильное, — мусульманин совершает поклон телом добровольно, и каждое творение, будь то верующий или неверующий, совершает поклон своей сотворенностью, указывающей на существование Творца, и своей нуждой в Нем»[1].
15
ПЕРЕВОД:
16. Спроси (Мухаммад, этих язычников): «Кто Господь небес и земли?» Ответь (им сам): «Аллах». Спроси (их также, чтобы заставить их замолчать и заставить признать то, насколько далеко они отошли от пути, на который указывает разум): «Неужели вы (зная, что Всевышний Аллах — Господь небес и земли, сознательно) взяли себе вместо Него (вымышленных вами) покровителей и помощников, (которых вы считаете божествами и) которые не в силах принести пользу или причинить вред даже себе самим?!» Скажи: «Разве равны слепой (неверующий, не знающий, кому следует поклоняться) и зрячий (верующий, знающий истину, что Бог — один)? Разве равны мрак (неверия и заблуждения) и свет (веры и единобожия)?» Может, они нашли равных Аллаху, кто создает так же, как Он создает, и перепутали их творения?! Скажи: «Аллах — Создатель всего. Он — единственный (в божественности), всепобеждающий (способный заставить Свои творения делать все, что пожелает)».
ТАФСИР (Толкование):
«Аль-Кушайри сказал: “Допустимо, чтобы аят также относился к тем, кто отрицает Творца, то есть спроси их о Творце небес и земли, и это облегчит установление довода против них и утвердит очевидность этой темы. Неспособность неодушевленных тел и всех остальных творений создать небеса и землю очевидна, а когда это установится, то прояснится, что Создатель — это Аллах. И как же тогда можно исповедовать, что у Него есть сотоварищ?!»[1]
16
ПЕРЕВОД:
17. Он (Всевышний Аллах) низводит с неба воду, и долины наполняются потоками (дождевой воды) по своим размерам. Поток (воды) несет пену, поднявшуюся на поверхность. Такая же пена появляется и на том, что накаляют (и плавят) на огне (золото, серебро, железо и свинец) для изготовления украшений или (домашней) утвари (и приспособлений).
Такими примерами Аллах дает понять разницу между истиной и ложью. Пена будет отброшена, а полезное людям (чистая вода и полезные ископаемые) останется на земле. Так Аллах приводит примеры (чтобы объяснить истину в образной форме).
ТАФСИР (Толкование):
17
ПЕРЕВОД:
18. Тем, кто внял призыву своего Господа (к вере и покорности) — наилучшее (Рай). А кто не ответит на Его (Господа) призыв (к истине) — то даже будь у них все (имущество), что есть на земле в двойном размере, и они попытались бы откупиться этим (от мук в Судный день — это ничем им не поможет) — пристанищем их станет Ад. Какое же это плохое (и страшное) место!
ТАФСИР (Толкование):
18
ПЕРЕВОД:
19. Разве тот, кто знает (и твердо верит), что ниспосланное тебе (Коран, польза от которого уподоблена пользе от ниспосылаемой с неба воды) — истина, сравнится со слепым (чье сердце не видит)?! Но принимают наставление лишь обладатели разума!
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах привел этот пример, говоря о верующем и неверующем. И передается, что аят был ниспослан про Хамзу ибн Абдульмуталиба (да будет доволен им Аллах) и Абу Джахля (да будет он проклят). Под слепотой сердца имеется в виду неверие, и поэтому у не знающего про религию сердце слепо»[1].
19
ПЕРЕВОД:
20. Они верны договору с Аллахом (о признании Его Господом и о соблюдении Его повелений, а также соблюдают слово, данное другим рабам) и не нарушают обещаний (данных Аллаху в отношении веры и религиозных предписаний, а также заключенных договоров и обещаний данных другим людям).
ТАФСИР (Толкование):
20
- Мединская сура
- 43 аятов
- 13 джуз
- в порядке ниспосылания - 96
Сура «Ар-Ра'д» («Гром») – это мединская сура, которая раскрывает основные темы: в них доказывается Единство Всевышнего Аллаха и пророческая миссия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорится о воскрешении и воздаянии и развеиваются разные сомнения, которые распространяют язычники.
Комментарии: 1
Правила форума